dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

Почему двоящееся боке - это плохо?

   В контексте последнего поста про полноформатную соню в комментариях прозвучал вопрос о боке и пластике изображения, что, мол, не в боке дело, а в тональных переходах и что именно они формируют пластику.
   Спешу напомнить, что у меня была небольшая статья с размышлениями о пластичности изображения вообще. Она в свое время вызвала много споров, но, перечитав ее, два года спустя, я не нахожу принципиальных разногласий со своими нынешними представлениями. Ну, разве что, стал менее критично относиться в этом плане к шумам в тенях.

А вот в контексте боке приведу отдельно выдержку из тех размышлений:

Почему боке влияет на пластичность

Как я уже сказал выше, ГРИП помогает обозначить область пространства, срез, в котором происходит сюжет кадра. Кроме того, ГРИП (как и эффекты светотени вроде контрового освещения) подчеркивает края объекта, что позволяет лучше судить о пространственной его протяженности и расположению относительно зрителя.


   Двоящееся боке в этом смысле сбивает с толку зрительный аппарат, рисует ложные контуры там, где их не должно быть.
В принципе есть оптика с довольно резкими контурами боке, как та же любимая мной зуйка 50 1.2. Но эти как бы живописные мазки цельные, не двоятся и потому не создают лишних биений и не перетягивают на себя внимание с основного объекта, т.е. качественно решают задачу отделения объекта от фона, определения границ глубины смыслового плана изображения и расстановки акцентов.
   Двоящееся боке эту задачу усложняет, добавляет ложные детали и тем самым мешает глазу выстраивать пространственную перспективу на основе детализации планов.

   Давайте возьмем кусок семпла с вышеозначенной соньки и на скорую руку сделаем маску грубины, отделив резкое от нерезкого, а после этого "улучшим" боке через фильтр Lens Blur. Сохраним радиус размытия примерно в пределах, заданных исходной картинкой:

Untitled-122

   Разумеется, здесь лишь очень грубая маска, но в целом опыт "облагораживания" боке очень хорошо показывает, насколько лучше стал восприниматься объем резких объектов, насколько отчетливо они стали протяженными в пространстве, получили глубину, в отличие от верхней картинки, где боке двоится, хотя и имеет примерно тот же радиус.
   Конечно не всем по вкусу излишне рафинированный рисунок размытия, но он безусловно лучше, чем двоение. И это не "гомеопатическая разница", когда речь заходит о широкоугольниках, где и без того трудно акцентировать размытием заднего плана в силу большой ГРИП.
Tags: статьи, теория, технодроч
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments