dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

The Hobbit

hbt

   Первое впечатление, которое создается сразу после просмотра фильма – то же, что и от взгляда на этот постер. «Хоббит» – очень длинное, затянутое и однообразное действо.
  
  Очень размыленное начало фильма, когда нетерпеливо ждешь действия, и последующее месилово без пауз, когда, оглушенный экшеном, буквально умоляешь режиссера сбавить ход. При этом в общем-то не такая уж большая книга растянута на два фильма, и, что обидно – многие вещи упомянуты, но не раскрыты. Но об этом чуть позже.

  Чем нам так близка книга? Она прекрасна как любое первое знакомство с чем-то огромным и неизведанным. В «Хоббите» Толкиена мы только знакомимся с миром Средиземья, неизвестность и древние тайны ждут нас за каждым углом, и писатель очень аккуратен со спойлерами – он дает ровно столько намеков, сколько нужно, чтобы разжечь любопытство и сделать чтение увлекательным.

  А вот «Хоббит» Питера Джексона – довольно грубо сшитое повествование.
Потому что, по большому счету, это всего лишь «Властелин колец: Начало» – еще больше месилова, еще круче спецэффекты, еще меньше самоиронии, фильм еще длиннее и при этом еще меньше времени дается зрителю на то, чтобы остановиться и поразмыслить, почувствовать атмосферу мира, полного не просто сказочных вещей, но неизведанного.

  Бремя третьей части «Властелина колец» тянет «Хоббита» в сторону блокбастера, хотя ему положено быть сказкой, при этом совершенно независимой от «Властелина» по характеру и манере повествования, хотя и связанной с трилогией общими героями и местами.
И в литературе, и в кино очень важно не раскрывать всех карт, давать работу зрительской и читательской фантазии. «Хоббит» Джексона этим не страдает – никто не таится за углом, ничто не ждёт под горой, все спойлеры развернуты, мы уже знаем, как выглядит дракон, сокровища, которые он стережет, сам город гномов и Гора – никакой даже малейшей интриги. А ведь еще предстоит вторая и третья части, вот там наверное уже можно будет заснуть с чистой совестью. Или все-таки нет?

  Мне, честно, показалось, что по атмосферности фильм настолько же уступает книге, насколько третий фильм «Властелина» уступает первому – мы уже знакомы с миром, а режиссер даже не пытается нас удивить. Персонажи ведут себя знакомо и предсказуемо, а прекрасные пейзажи уже вовсе не кажутся сказочными – вполне может быть потому что утеряно чувство меры, нарушена пропорция натурализма и условности, и опять нет места для фантазии, для воображения. Хочется даже сказать жестче, что у фильма как бы «нет ничего за душой». Но это наверное будет слишком. И все же этот фильм не становится частью тебя, не заставляет скучать по увиденному, как это было по крайней мере с первыми двумя частями «Властелина колец».

  А ведь к «Хоббиту» Джексон подошел наверное на порядок серьезнее, чем к трилогии – чисто технически фильм берет очень высокую планку (а у меня была возможность в этом убедиться на огромном экране в формате IMAX). Но, как ни странно, картина страдает отсутствием запоминающихся деталей. И вроде бы персонажи хорошо проработаны, начиная с грима и заканчивая одеждой и оружием, но реально гномы практически не запоминаются.

  Ведь по большому счету, это фильм про орков – в деталях жующих, сморкающихся, кушающих. На выбор орки спящие и дерущиеся, с отрубленными руками и головами, вспоротыми животами, где уж там развернуться фантазии зрителя и проникнуться атмосферой волшебной страны, если по поводу и без повода в экран летят десятки желтокожих скользких орочьих тушек. Кресла дрожат от неплохо срежиссированного звука, классический саундтрек с узнаваемыми мотивами радует ухо, но в сочетании с полным отсутствием интриги ближе к концу фильма все это производит скорее усыпляющий эффект.

  Но даже это можно понять и простить, ведь сделано всё потрясающе, 3D оправданное и везде в меру (за исключением разве что самого начала фильма, когда чрезмерная объемность далеких планов создает ощутимый эффект кукольности всего происходящего, но это, возможно, лишь на огромном экране IMAX и лишь в начале, когда глаза только привыкают к очкам).

  А вот например первое знакомство с Голлумом понять и простить Джексону я не могу.
  В книге этот эпизод довольно длинный и очень психологичный – подземное озеро, кромешная тьма, неизвестная скользкая тварь с настоящей человеческой драмой в прошлом, лишенная рассудка и желающая полакомиться нежным мяском хоббита. И сам полурослик – дрожащий, напуганный неизвестностью, в темноте ищущий наощупь выход из этих жутких мест.
  Всего этого в фильме как бы и нет. Светлая уютная пещерка, быстрая процедура обмена загадками, никаких темных коридоров, никакой тухлой рыбы. Неинтересно, неглубоко.

  И еще много всяких несуразностей и явных эпизодов-повторов из трилогии, от которых постоянно возникает ощущение дежавю и абсолютной вторичности этой экранизации.

  В общем, на «Хоббита» лучше идти хорошо выспавшись, с большим запасом попкорна и… терпения. И ни в коем случае не пытаться искать в фильме те самые ощущения, испытанные в первом прочтении книги – их там нет, увы.
Tags: кино, рецензия
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments