dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

Плёнка?

Глядя на то, как каждый год умирает очередной пленочный бренд, я решил, что обязан дать пленке еще один шанс, отдать ей своего рода «последнюю почесть».
Выбор фотоматериалов уже сейчас очень мал, а через какие-то пять-десять лет, боюсь, его вообще не будет. Нужно ловить момент, пока есть еще возможность купить много разных позитивных и негативных пленок, в том числе и много предложений просроченной пленки на любой вкус за полцены. Кстати, если у кого-то завалялось – я готов купить широкую плёнку в неограниченном количестве.

Постоянный читатель моего блога вспомнит недавние посты и спросит: «Что ж вас, Дмитрий, кидает-то из крайности в крайность?»

В качестве ответа я хочу рассказать о том, какие сложные и долгие у меня отношения с фотопленкой.

Первые осознанные опыты у меня относятся к началу 2000-х, когда я много снимал на Зенит-412 со штатником.
Камера выглядела вот так:
zen

Снимал аппарат классно, и фотке выходили как надо - жуткие:

01s

Камера была вся пластмассовая, но там был замер, и она была невесомой, хотя из-за этого прыгала в руках и мазала левую половину кадра, стандартная болезнь легких камер.

Но пленка-пленкой, а тогда все ждали недорогую цифру буквально как нового мессию (не фуллфрейм еще, а просто доступный кроп!). И все любители были готовы кинуться в цифровой омут с головой, потому что он действительно предоставлял невиданные доселе возможности, в том числе и для саморазвития.

В 2004-м я только-только закончил журфак и устроился на постоянную работу, сразу же купил Sony F-717, а еще через полгода – Canon 10D.
Мой фотографический опыт тогда был очень невелик, но я активно развивался, много общался с коллегой-художником и имел возможность самостоятельно понять, что пленка, особенно хороший слайд, значительно превосходит цифру по многим параметрам, начиная с цвета (особенно переход в насыщение на позитивной пленке) и заканчивая фотоширотой (конечно тут речь уже о негативе).
На тот момент опыт обработки был очень скромным, RAW-конвертеры находились в зачаточном состоянии, ни о каком RPP и речи не шло, да и мое понимание фотографии, цвета и т.д. было еще слабо развито. Тем не менее, этих знаний и опыта мне хватило, чтобы понять, что нужно обязательно продолжить снимать на плёнку.
Поэтому в 2005-м году перед отпуском и решил, что на Кавказ поеду обязательно со среднеформатной пленочной камерой.

И, как ни удивительно, тогда я сделал очень правильный выбор своей первой СФ-камеры. Денег было мало. Это сейчас за 10 тыс. р можно купить очень много разных недорогих СФ камер на любой вкус. А тогда единственным, что я мог себе тогда позволить в этом диапазоне, был китайский Seagull 107 за какие-то 5000 р, новый.

Выглядел он примерно вот так:
seagull

Очень жаль, но опыта не хватило, чтобы при покупке увидеть брак – мне попался кривой экземпляр с перекошенной крышкой, отчего резкость плавала по площади кадра. Что не помешало мне снять несколько роликов Вельвии, которые я с удовольствием рассматриваю и сегодня.

02s

В использовании такой тип камеры оказался очень приятным и удобным. Повесив камеру на шею, благодаря центральному затвору и отсутствию подвижного зеркала можно было от пуза совершенно спокойной снимать на выдержках 1/8-1/15, что порой даже для узкого формата длинновато для съемки с рук.

Но тогда я хотел расширять оптику на кэноне, и пришлось продать Seagull, тем более что камера была кривой.

Через какое-то время (примерно в конце лета 2005) я решил купить более совершенную СФ систему и сделал выбор в пользу Pentax 645. С камерой мне достался зум-объектив 80-160. Камера была примерно такая:
p645


Вот тогда я и почувствовал, что даже не очень большая СФ-зеркалка может быть все равно обременительной, в сравнении с тем же Seagull и другими TLR-ками. Хотя пентакс был по-своему великолепной и очень надежной системой.
Снимал Пентакс отлично, особенно на вельвию:

03s

А к концу 2005-го подоспел Canon 5D, и мне стало понятно, что разумнее всего продать все и накопить на фуллфрейм. Что я и сделал весной 2006-го.

Два года я снимал только на цифру и был ей доволен.

И вот в 2008-м мне случайно достались два объектива от Pentacon SIX, причем оба легендарных – Flectogon 50 f4 и Sonnar 180 f2.8. И я решил под это дело купить Пентакон.
Pentacon Six - это вот такой смешной аппаратик, чем-то похожий по конструкции на Киев 60:

psix

Но звёзды тогда на небе как-то не так встали, после долгого периода жизни с цифрой необходимость покупать пленку, ожидать проявки и потом думать, что с ней делать дальше, – все это очень резко демотивировало, плюс осеннее обострение – и буквально через месяц я слил Пентакон со всей оптикой и зарекся подходить к пленке ближе, чем на пушечный выстрел.
Последние пленочные кадры, сделанные на легендарный пентакон с легендарным Зоннаром были автопортретом, потому что больше снимать в это время было решительно нечего:

04s

На фото хорошо видно, насколько глубокой была пропасть творческой фотодепрессии, в которой я тогда находился :)

За последние пять лет во мне многое переменилось, я научился отделять главное от второстепенного и даже расстался с цифрозеркалкой. И одновременно с этим понял, что у меня остается буквально последний шанс «поймать за хвост» уходящую плёночную эпоху. Если пленочных камер будет на вторичном рынке еще очень много и очень дешево, то с материалами уже сейчас всё грустно, да и услуги проявки плёнки вымирают потихоньку даже в Москве.

Поэтому сейчас у меня в тумбочке – Pentax 67 с парой отличных объективов (90 2.8 и 45 3.5) и куча слайда в холодильнике. И еще будет в скором времени Яшика 124 как лёгкий вариант. Надеюсь этим летом хорошо и много поснимать всякие лесные пейзажи.

Осознанный и обстоятельный пленочный опыт нужен мне как этап саморазвития, как своего рода «дзен». Да и надо понимать, что второго шанса, боюсь, уже не будет. Плёнки умирают одна за другой, и очень скоро (вопрос десятилетия всего лишь, вряд ли больше) слайд перестанут проявлять – давайте-ка по пальцам пересчитаем, сколько сейчас в Москве контор, проявляющих по Е6?
Вполне возможно, что найдутся энтузиасты, которые «перевыпустят» некоторые плёнки (вся надежда на Китай, как всегда), да и найдётся, куда отправить проявить. Но это будет долго, дорого и муторно.

Поэтому я считаю, что если у вас когда-либо было в планах поковыряться с плёнкой, то сейчас самое время. Камеры за копейки на любой вкус, плёнку еще можно достать, и главное, в крупных городах еще есть, где качественно проявить слайд.

PS
Напомню, что с удовольствием избавлю вас от любого количества 120-й пленки в том числе и просроченной. Весна, лето и осень впереди :)
Tags: разные мысли, среднеформатное, цифра VS пленка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments