dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

ОБЗОР LIGHTROOM 3

Итак, как и было анонсировано — обзор Lightroom 3.0,
RAW-конвертора, выход которого стал одним из
главных событий этого лета на софтодроме цифрового фотографа.




ВСТУПЛЕНИЕ

Версия 3 обкатывалась непривычно долго — почти полгода с момента выхода первой бета-версии, за которой последовала вторая и, наконец, релиз.

Вторая серия Lightroom в принципе уже представлялась вполне законченным продуктом, хотя многие фотографы отмечали отдельные недостатки (такие как, к примеру, неточность цветопередачи встроенных профилей).
Движок конвертации казался одним из самых "честных", поскольку выдавал приличную детализацию без артефактов, лесенок и прочих продуктов жизнедеятельности дебайера, а инструментарий позволяет настроить цвет по вкусу.
Но вот, как оказалось, есть еще, что добавлять и улучшать.
ЦВЕТ

Первое, чего я каждый раз ожидаю от новой версии Лайтрума - это улучшение цветовых профилей. Кто-то скажет: "Увы и ах, воз и ныне там", принципиальных отличий нет, но если сравнивать превью side-by-side, то видно, что при идентичных настройках Lightroom 3 выдает несколько более чистый и вместе с тем плотный, консистентный цвет.
Во всяком случае, телесные цвет стали получше.

Итак, наша тестовая картинка, Canon 5D MkII, ISO 3200, естественное освещение,
настройки конвертора — по умолчанию (т.е. после нажатия на панели настроек кнопки Reset):








ДЕБАЙЕР, РЕЗКОСТЬ, ДЕТАЛИЗАЦИЯ И ШУМОДАВ


Второе, на что я обращаю внимание, пробуя новый рав-ковертор, —  это качество дебайера, т.е. преобразование байеровской мозаики в обычное пиксельное изображение.
Говорят, что дебайер в лайтруме вырос из OpenRAW, хотя там какая-то темная и запутанная история с приобретением RAW Shooter и модификацией его алгоритма.
Тем не менее, в третьей версии детализацию действительно заметно улучшили. А если положить рядом тестовые кропы, то точнее было бы сказать, что в новой версии убрали или ослабили некий неотключаемый ранее шумодав, особенно это заметно в тенях.
У этого есть и минусы — шумы стали более заметны.
Отсюда вытекают и следующие нововведения — шумодав с улучшенным алгоритмом и дополнительными настройками и опять же улучшенные алгоритмы повышения резкости.

В конечном счете, приводя все к единому знаменателю и умело манипулируя настройками шарпа и шумодава, в новой версии можно получить заметно более детализированную картинку с меньшим количеством шумов.

Приведу несколько 200%-х кропов с разных версий, со включенным и отключенным шумодавом.

БЕЗ ШУМОДАВА И ШАРПА:















Видно, что в 3-й версии как бы был отключен ранее постоянно включенный некий шумодав. Как результат - значительно больше деталей и шума, но, согласитесь, лучше самому выбирать, сколько шума иметь на изображении, чем отдать его на съедение вместе с детализацией какому-то там неотключаемому алгоритму :)


ШУМОДАВ ВКЛЮЧЕН (там и там с разными значениями — настройки-то отличаются,
— но условно до почти полного исчезновения шума), ШАРП ВЫКЛЮЧЕН

















Учитывая низкие потери детализации в самой камере, шумодав со своей задачей справляется очень неплохо. Конечно, сторонние плагины с индивидуальным профилированием под каждую картинку выдали бы более чистый и детализированный результат. Но для шумодава, встроенного в рав-конвертор, результат, достойный уважения.


ШАРП ВКЛЮЧЕН, ШУМОДАВ ВКЛЮЧЕН

















ИМИТАЦИЯ ЗЕРНА

Следующей фильтрующей технологией, добавленной в Lightroom 3, является возможность имитации пленочного зерна. Настройки позволяют менять размер зерен, их равномерность и плотность "слоя" с зерном.
Добавление зерна помогает скрадывать убитые агрессивной обработкой градации, зрительно сглаживает крупные артефакты как от компрессии, так и от цифрового шума. Ну и как средство стилизации зерно тоже часто используется.

В целом выглядит довольно натурально.

БЕЗ ЗЕРНА:




С ЗЕРНОМ:




ПРАВКА ОПТИЧЕСКИХ ИСКАЖЕНИЙ

Следующим нововведением, котое даже не анонсировалось и которого никто не ожидал от Adobe - это введение инструмента коррекции оптических искажений, как то: хроматических аберраций (это было раньше), бочкообразной дисторсии, коррекция перспективы. Настройки можно делать как вручную, подбирая параметры, так в автоматическом режиме, когда нужный профиль выбирается из встроенной базы объективов.
Иллюстрация будет добавлена чуть позже.


НАНЕСЕНИЕ ВОДЯНЫХ ЗНАКОВ (КОПИРАЙТОВ)

в новой версии появилось и то, чего давно ждали - возможность в автоматическом режиме наносить на фото водяные знаки. В удобном редакторе можно задать текстовый или графический водяной знак и настроить размер и цвет шрифта, размер наносимого изображения его прозрачность и расположение на макете. Настройки сохраняются как пресет, который можно выбрать либо в окне экспорта, либо в настройках веб-галереи.




Собственно, все картинки в моем ЖЖ проштампованы водяными знаками именно в Lightroom 3

НОВОЕ ОКНО ИМПОРТА, TETHERED SHOOTING

 В третьей версии сделали расширенное и информационно насыщенное окно импорта, где теперь не только показываются превью, но и доступно множество опций, которых не было раньше. Да, и к вопросу об импорте — добавилась возможность удаленной съемки по шнурку (tethered shooting) с поддержкой линейки цифрозеркалок Кэнон и Никон. Возможности этого модуля пока что небольшие, он скорее напоминает пультик к камере, нежели полноценное приложение, параметры экспозиции и т.д. можно только посмотреть, а изменить - только непосредственно с камеры.



Тем не менее, даже в таком виде функция полезная. Можно конечно использовать например связку EOS Utility + автоимпорт в лайтруме, но получится более громоздко и медленно. Сначала многомегапиксельный рав перегоняется по шнурку в папку еос утилиты, потом оттуда его забирает лайтрум, на каждой стадии рисуются превью. Ну, сами понимаете, что это не лучший вариант ни по удобству, ни по скорости работы.


УРА! КАТАЛОГИЗАЦИЯ ВИДЕО!

Наконец разработчики добавили в Lightroom поддержку импорта и каталогизации видеофайлов, сделав таким образом реверанс в сторону DSLR-кинематографистов.
Функция особо полезная для тех, кто привозит из поездок сотни видеофрагментов, а потом вынужден искать какие-то средства для отображения их превью.




БЫСТРОДЕЙСТВИЕ

И да, Lightroom 3 стал действительно быстрее работать. Сейчас у меня нет возможности с секундомером замерить скорость конвертации новой и старой версии, поскольку рядом на одной машине они не живут. Но по ощущениям - стало еще комфортнее (хотя и было не медленно).
Однако Lightroom все еще остается конвертором, которому по всему полагается достаточно мощная машина. Улучшения и красивости интерфейса требовательны, как и многомегабайтные равы с современных камер.

Помимо всего вышеперечисленного, мелким доработкам подверглись модуль печати и модуль слайд-шоу (которыми мне пока что вообще не приходилось пользоваться, поставил в to do list к осеннему курсу по Lightroom.


ПЕРЕХОД СО СТАРЫХ ВЕРСИЙ

И здесь — никаких поводов для беспокойства! Для волнующихся, сомневающихся и скорбящих: при первом запуске Lightroom 3 предложит на выбор либо конвертировать старый каталог версии 2, либо создать новый пустой, либо Browse туда, где лежит каталог, который следует подцепить по умолчанию.
Каким образом конвертируются те настройки, которые были изменены — трудно сказать и пока не было возможности проверить (скажем, что будет с установками шарпа, которые принципиально разные во 2 и 3 версиях.




Tags: denoise, lightroom, raw, sharpen, дебайер, детализация, неткартинок, обзор, статьи, шарп, шумодав
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments