dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

Ребенок, родители и общество. Шизогения. Вопрос из зала.

   Написали мне тут сегодня в личку:

"Дмитрий, здравствуйте.
Я могу сильно ошибаться, может и не в вашем журнале была запись, не могу найти поиском.
Смысл был о том, что есть книга, исследование, о влиянии социума и родителей на воспитание детей, в которой на результатах исследований показывалось что влияние родителей на ребенка по сравнению с социумом практически никакое. Автор этого поста, может быть вы, не стал эту книгу читать что бы не быть переубежденным в своем видении. Если это было в вашем журнале, не могли бы вы подсказать где, если нет, извините за беспокойство"
.

  Не было у меня такой записи, но теперь будет.
  Книгу я не читал и вряд ли буду. Мне это незачем.
  Из личного опыта и общения с профессиональным социальным психологом я уже давно получил ответы на многие вопросы.
  Начнем от печки.
  Самое главное - влияние родителей и социума нельзя рассматривать в отрыве от конкретной страны и этноса.
Поскольку в каждой стране распространена своя патология в пределах нормы.

  Что значит "в пределах нормы"?
  У всех этносов есть свои собственные "тараканы", которые не воспринимаются как отклонение, хотя психологи все еще называют их патологиями. Это как скрытая болезнь, которая рано или поздно неизбежно приводит к конфликтам, неудовлетворенности и снижает качество жизни. Допустим, у кого-то диабет, у кого-то мигрени, у третьего - плоскостопие, у четвертого - кариес, все это в принципе не смертельно, но паталогично.

  Для каждой страны можно назвать свою "патологию в пределах нормы". Например, в США это паранояльность - очень упрощенно это целеустремленность, как программа у Терминатора, уничтожающая все на своем пути и ведущая к очень узкой "специализации" личности, что выливается в неспособность человека адаптироваться к изменяющейся среде и делать что-либо, выходящее за рамки его социальных установок, образования, воспитания, самому себе придуманного жизненного пути. То есть типичный американец - как паровоз, который может двигаться только по заранее обозначенным рельсам и не способен проявлять гибкость, впадающий в депрессию при невозможности реализовать задуманное.
  В России в этом плане все иначе, мы уже привыкли заниматься не своим делом, работать не по специальности, адаптироваться к чему угодно, привыкли к "облому как части жизни" и имеем множество поговорок типа "хочешь жить - умей вертеться".

  Но у нас есть другая, уже своя типичная патология - шизогения (не путать с шизоФРенией!).
  Если упрощенно - это когда человек воспринимает близких людей (родственников, детей, любовников, даже коллег по работе) как часть себя, отчего рождается множество конфликтов и более комплексных девиаций личности.
  Один из примеров проявления шизогении - синдром гиперопеки. К примеру, мать, которая ездит провожать на работу и встречать с работы свою великовозрастную дочь 35 лет, практически лишая ее личной жизни. У матери здесь наблюдается типичная шизогенная патология - она воспринимает ребенка как неотъемлемую часть себя.
  Многие считают это эгоизмом (ориентируясь на формальные проявления), хотя такая модель мышления к эгоизму не имеет никакого отношения. Эгоизм - это нормальное естественное проявление основных инстинктов, которое может быть обострено или сознательно угнетено в большей или меньшей степени у конкретного индивида.
  Шизогения имеет более сложные корни - и исключительно в области абстрактного мышления.
Мой психолог в свое время объяснял это примерно так: "Представьте себе, что у вас есть третья нога, которая вдруг в какой-то момент жизни решает пойти собственной дорогой. Вы воспринимаете это как что-то вопиющее и стараетесь ситуацию как можно быстрее исправить".
В межличностных отношениях это будет подавление партнера, всевозможные запреты, ревность зацикленность на контроле, тревожность, властность, и при этом - абсолютное отсутствие интереса к делам и потребностям человека, неумение проявлять любовь, ласку.
  В дестко-родительских отношениях это ставит ребенка в очень сложное положение. С одной стороны, он растет эмоционально холодным, ведь никто не учит проявлять его свои чувства к другим людям, интересоваться их жизнью, настроением, состоянием души. Ему приходится постоянно себя держать в рамках, оправдывать надежды родителей. И, как ни странно, это не наращивает силу воли, а наоборот делает человека слабохарактерным, ленивым, он становится пассивным, поскольку выполняет программу, составленную родителями, а она не предусматривает принятия самостоятельных решений. Такие родители никогда не спросят у ребенка, как тот сам относится к своей жизненной проблеме, как он сам хотел бы ее решить, поскольку они уже имеют собственную программу действий, и их задача заключается не в том, чтобы научить ребенка принимать решения, а в том, чтобы заставить воспринимать мнение родителей как единственно правильное и авторитетное.

  Ребенок, воспитанный такими родителями, раскрепощается в своем надежно закрытом от чужих глаз внутреннем мире, где, в противоположность его реальной жизни, находят выход яркие, смелые и часто извращенные, асоциальные фантазии. Ну потому что социума для него не существует, общество полностью замещается родителями. Как часто дети говорят: "А вот у Наташи тоже двойка!", на что родители отвечают: "Нам без разницы, что у Наташи, говори за себя!", и их совершенно не волнуют нюансы, только "чистый результат" в дневнике. Хотя за ним может скрываться некомпетентный учитель, конфликты в классе, начинающаяся личная жизнь подростка. Однако родителям все это до лампочки. Только результат, никаких тонких материй, никакой апелляции к социальной среде, в которой ребенок проводит время, никаких примеров друзей.
  Естественно, при этом никаких социальных норм у ребенка не образуется, общество для него просто не существует, поскольку активно отрицается его родителями.
  При этом сами родители никак не могут дать воспитание абсолютно во всех аспектах. А возможность ребенка апеллировать к тому, "как у других" отсекается изначально (как способная пошатнуть цельную систему контроля и опеки, развенчать авторитет и правоту родителей и тезис о том, что "мама самая лучшая на свете, а папа самый умный и сильный", пусть даже мама идиотка, а папа - мудак и дрищ с пивным пузом). Получаются крайне однобокие, смещенные ценности.
  И в тех сферах воспитания, где доминирующая рука родителей не дотянулась, а социального опыта ребенок не получил из-за ограничений и запретов, у ребенка вырастают самые настоящие "цветы зла", извращения, шизофрения.
  Ведь в такой ситуации ребенок постоянно находится в противоречивом, "расщепленном" состоянии - внутри него бурлит эмоционально богатый мир приключений и деятельности, а снаружи он окружен гиперопекой, которая полностью определяет его жизнь. При этом он совершенно оторван от реалий социальной среды. Все это приводит к развитию шизоидного типа характера, и рано или поздно выливается уже в более или менее тяжелую психическую патологию.

  NB
Лично мне избежать этого помогло общение с прекрасным психологом, который подсказал выход (оказавшийся результативным).
Я конечно не имею права квалифицированно что-то кому-то рекомендовать. То есть все ваши действия остаются на вашей совести.
Речь же идет о полной сепарации с тем, кто проявляет гиперопеку. Скорее всего это будет сопровождаться скандалами, слезами, попытками манипулировать вами (аргументация типа "с чего ты решил отделяться, что тебя не устраивает, мы разве тебе мешаем жить?", "ты хочешь загнать меня в гроб", "вот так ты обходишься со своей больной матерью"). Однако полное отделение нужно прописать как пилюлю, которая будет одинаково полезна и вам, и партнеру, родителям, коллеге, который решил избрать вас мишенью для реализации гиперопеки.
  Сепарация может быть долгой или нет, однако она всегда во благо. И хотя людей, перешагнувших за третий десяток, обычно очень трудно или невозможно изменить, во многих семьях благодаря временному разрыву в итоге все-таки налаживаются более дружеские, человечные отношения.


  Так вот, возвращаясь к печке, от которой я сегодня пляшу этот длинный и немного занудный танец.
  Не знаю, какие исследования могут свидетельствовать о том, что родители, в отличие от общества, почти не влияют на развитие ребенка. Но это полный, абсолютнейший бред и профанация.

До новых встреч!
Tags: психология, разные мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments