dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

2 феномена: потребительская неудовлетворенность и бесполезная деятельность

Сейчас будет много довольно сумбурного текста по большей части не про фотографию. Можете не читать в принципе, скорее это записки для себя, как и многие последние посты в этом журнале.

Функционирование современного потребительского рынка поддерживается несколькими видами "топлива". Один из них - формирование искусственной "неудовлетворенности". То есть убеждение и дальнейшее самоубеждение в том, что характеристики старого товара "недостаточны" в сравнении с возможностями продвигаемой новинки.
Как пример.

Типичный "офисный" компьютер прошлых лет. Основные задачи - обработка текстов, электронные таблицы, презентации, 1C и прочий учёт, браузер, скайп, почтовые клиенты. Все эти задачи успешно и без проблем выполнялись 10 лет назад на тогдашних средних конфигурациях. Что-то вроде Pentium IV, видео без 3Д-ускорений, памяти от силы гигабайт.
И вот сегодня захожу в дискуссию о новом удешевленном iMac с двухъядерным процессором i5 1.4 ггц и 8 гиг памяти. Ну и народ такой пишет, типа "ну для большинства офисных задач этого хватит". Facepalm.
Причем тут глупо в чем-то обвинять Apple. У самих потребителей уже какие-то извращенные понятия.

Опять же, дискуссии о "компьютере для обработки фото". Я уже пару лет работаю на старичке-макбуке 2009 года с Core 2 Duo. И в принципе мне хватает. Конечно, есть нюансы. Но не настолько критичные, чтобы говорить: "Ну для обработки фото - это минимум 16 гиг рамы, 4-ядерный проц, самая последняя видеокарта ни в коем случае не встроенная".

Фотокамеры... Я когда-то делал опрос, "сколько вы реально используете мегапикселей". Там интересно голоса распределились, первые три места - 16, 12 и 2 (!). Народ ссыт кипятком от 36 мгпкс зеркалок. Хотя большинство не использует информации больше, чем 16 мгпкс, а очень многие ограничиваются на выходе экранным разрешением.
Я совсем недавно взял себе чисто под портреты старую Canon 5D. 12 резких мгпкс. Которые в принципе могут легко поспорить с кропнутыми 16 мгпкс. И не то что бы мне было впритык эти 12 мгпкс. Мне их даже МНОГО! :) Ведь приходится уменьшать все равно потом!
Смотрите, сегодня печать фото уходит на второй план. Да, остаются выставки, но в целом вся фотография сместилась в виртуальное пространство, где достаточно 10-12 мгпкс ну просто за глаза, с запасом на откропить лишнее, подавить шумы и сделать ресайз.
При этом маркетинг генерит 24-36 мегапиксельных монстров. Для чего, кому нужны эти камеры?
Загляните в форумные ветки владельцев Sony a7r. Толковых снимков - один на сотню. Остальное - бытовой трэш. Кошко-макро-закаты и дети в основном. При этом на камеры ставят оптику подешевле, потому что денег на объективы уже не осталось. Что в голове у этих людей?

Почему нет ураганного творческого роста, если беззеркалка "делает фотографию доступной, и профессиональная камера всегда у вас в кармане"?
Об этом мы еще поговорим ближе к концу.

Смартфоны... Это вообще отдельная песня. Я проходил с iPhone 2G целых семь лет! С 2007 года. И в качестве звонилки он вполне устраивал. Потом был куплен iPad, который делал все, что не мог старичок-айфон. Но постоянно таскать айпэд ради навигации например - неудобно, тем более на велосипеде.
Сейчас пришлось взять iPhone 5s. Сначала хотел 4 или 4s, мне всего лишь надо, чтобы работали карты, режим модема и облако, плюс сносная камера, больше ничего не нужно. Но пришлось взять 5s.
Почему? Ответ парадоксален и прост: чтобы в ближайшие годы просто не думать о новом мобильнике.
Во-первых, топовая модель будет дольше поддерживаться, т.е. на нее я еще в течение пары лет смогу ставить обновленные операционки и соответственно софт. Четвертые айфоны, скорее всего, уже не будут поддерживать iOS8, и, соответственно, все новые приложения и апдейты старых. А по существу ограничения искусственные. Вон, сделали же модифицированную ось для старых айфонов, почти с полным функционалом iOS6. То есть железо-то может. Но маркетинг. С приложениями тоже фигли-мигли. Был инстаграм, который работал себе на старых айфонах. Потом вышло обновление без поддержки старичков.

Увы, в большинстве случаев мы сами иррационально утяжеляем маркетинговый хардкор. Очень легко убедить себя, что тебе не хватает старого девайса. И этот снежный ком остановить уже невозможно.

Раньше вещи служили намного дольше. И далеко не из-за более высокого качества, как многие утверждают.
Выше я уже приводил пример первого айфона, который проработал у меня 7 (!) лет, неплохо держит заряд и мог бы работать дальше, но на нем уже не запустишь практически ни одно приложение, нет синхронизации контактов с облаком, и это уже совсем неудобно. Все упирается в софт, а софт - это такая штука, где очень легко за кулисами создавать искусственные маркетинговые потребительские стимулы на пустом месте.

На основе всего этого подрастает поколение консумеров-шизофреников. Производитель, как грамотный командир воинской части, всегда найдет, чем занять время "солдата-потребителя". Мы незаметно для себя перестаем читать книги, стали тратить много времени на мобильные игры, на постоянный интернет и соцсети (и чем дальше - тем больше). "Креативом" стало называться то автоматизированное убожество, которое за нас делает мобильный телефон. Ценности сильно сместились.
Жизни людей стали до краев наполняться БЕСПОЛЕЗНОЙ деятельностью.

БЕСПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это еще один феномен 21-го века. В приниципе он тесно сплетен с потребительской неудовлетворенностью.
По существу, чтобы написать гениальный роман, нужно перо, чернила и блокнот. Чтобы нарисовать гениальный рисунок - карандаш и бумага. Чтобы сочинить песню-хит, нужна гитара, табуретка и блокнот с ручкой. Чтобы сделать скульптуру, которая останется в веках - достаточно нескольких ведер глины. Почти всё лучшее на сегодняшний деть так и было создано.
Все эти инструменты осваиваются быстро, дальше идет чистый творческий рост.

Но маркетинг заставляет нас постоянно скачивать и изучать новый софт и попутно подсовывает усовершенствованные развлечения, заставляет заниматься бесполезной деятельностью и, более того, постоянно тратить на нее деньги. И тут возникает замкнутый круг. Чтобы развлекаться, нужно зарабатывать. На творчество времени уже не остается.
На изучение интерфейсов и на каждодневные новые минутные программы-развлекалочки мы тратим времени больше, чем на все остальное.
А это уже шизофрения, бОльшую часть времени мы занимаемся БЕСПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, и постоянно жалуемся на нехватку времени.

А, вот еще что очень интересно. Когда творческий инструмент всегда под руками, творчество надоедает.
У творца должна быть ЖАЖДА. В каком-то смысле ГОЛОД. Как может быть голод у того, кто постоянно ест?
Если у нас всегда в кармане печатная машинка или фотокамера, это нам быстро наскучит. Ну, может быть не всем нам, но большинству.
Я уже забыл, когда в последний раз мчался домой в нетерпении, чтобы поработать над музыкальной композицией или пописать книгу. И ведь инструменты для этого у меня всегда в сумке. Но эта ПРИВЫЧНОСТЬ убивает ТАИНСТВО творческого акта. Мне кажется, что это очень важная вещь, которой нас лишает так хорошо развитый мобильный софт.

Иметь в кармане Garage Band и кучу синтезаторов или приехать после работы на репетиционную базу, закрыться там с гитарой и педальками - это вообще совсем разные вещи, несравнимые. Хотя у первого варианта, пожалуй, творческих и технических возможностей намного больше. Но нет "фокуса". Нет таинства. Я не знаю точно, может быть только мне этого не хватает? Может быть настоящий творец может на чем угодно, когда угодно?
Хотя ЖЗЛ подсказывает, что все сколько-нибудь стоящие творцы очень тонко относились к ПРОЦЕССУ.

Я пишу, потому что задумался сам и хочу, чтобы задумались и вы. Сделайте свое творчество максимально продуктивным, но не входите в замкнутый круг потребления. И выходите из круга соцсетей. Одиночество - лучший друг творца. Я это совершенно серьезно. Если хотите сделать что-то реально стоящее - то придется на какое-то время покинуть мир людей. Пусть даже на день. Исключением может быть только работа в команде над большим проектом. Работайте с простыми инструментами, необходимыми и достаточными. Сделайте творчество ЖЕЛАННЫМ для себя, сделайте его ТАИНСТВОМ, которого вожделеешь, воодушевляешься, к которому готовишься, обдумываешь.
Tags: методики, пиздец, психология, разные мысли, технодроч, фототехника
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →