dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

Olympus OM-D E-M5 Mark II - режим Live Composite

001

    Что общего между звездным небом, фейерверком, молнией и световой кистью?

    Казалось бы, ровным счетом ничего. Если подумать хорошенько, то фотографы заметят, что во всех этих сюжетах обычно используется длинная и сверхдлинная выдержка (тепло!). Совсем продвинутые фотографы упомянут многокадровую съемку со стекингом (уже горячее!).
    На самом деле все эти явления объединяет съемочный режим в Olympus OM-D E-M5 Mark II, новый для "пятой" серии камер.

Вообще с длинными выдержками Олимпус дружит намного лучше, чем другие камеры — в первую очередь, благодаря опциям Live BULB и Live Time, которые визуализируют итоговую картинку на экране непосредственно во время экспозиции. Посмотреть, как это работает, можно во многих видеороликах на youtube.

    Длинная выдержка — это проверенное, простое и понятное, но не всегда оптимальное решение.
    Во-первых, увеличивается количество шумов и горячих пикселей, видимых на фотографии.
    Во-вторых, по мере экспозиции возрастает яркость всего снимка целиком. Хотя это нужно далеко не всегда.
    Например, если мы снимаем звезды, то для достижения видимых треков на широкоугольном объективе выдержка должна быть не меньше часа. Конечно за такое время весь кадр окажется переэкспонированным. Если снимается салют или мы ловим грозу над городом, то подсветка домов и улиц, окна, фонари — все это на длинной выдержке тоже будет переэкспонировано.
    Со световой кистью мы уже привыкли работать в темноте, практически на ощупь. Все из-за того, что любое даже небольшое освещение в комнате будет приумножено длинной выдержкой.

    С приходом цифровых технологий подобные съемочные задачи стали решать с помощью стекинга — съемки и последующего сложения множества кадров. При этом итоговая картинка получается разными алгоритмами — можно просто объединить все кадры, сложив их яркость в каждой точке изображения, можно усреднить, а можно складывать только там, где яркость больше, чем на предыдущем кадре.
    В данном случае нас интересует как раз последний вариант. Ведь и треки звезд, и молнии, и фейерверки, и даже световая кисть — прибавляют экспозицию в определенной точке кадра, в то время как остальные участки фотографии хотелось бы оставить неизменными по экспозиции.

    Режим Live Composite как раз и позволяет реализовать такой подход прямо в камере. Причем с двумя существенными преимуществами перед простой интервальной съемкой с последующим стекингом по-старинке.
    Во-первых, результат показывается на экране сразу, в реальном времени. И можем остановить экспозицию, когда увидим, что получили нужную картинку. Например, вспышки салюта заполнили все пространство кадра — останавливаемся и начинаем новый кадр.
    Во-вторых, в результате получается единственный кадр (по желанию — jpeg и(или) RAW), а не множество фотографий, которые занимают кучу места и требуют длительной массовой обработки. Таким образом экономится место на диске, время конвертации, а также и батарея камеры (ей нужно обработать и записать на флешку всего один кадр, а не сотню). Да, конечно при таком подходе мы теряем гибкость ручного стекинга, когда можно экспериментировать с режимами наложения, выкинуть из последовательности какой-то неудачный кадр. Но при этом получаем простой в освоении, наглядный и удобный режим, в котором получаются готовые фотографии, а не занимающие гигабайты секвенции, требующие сложной и долгой обработки.

    Кроме треков звезд, фейерверка, молний и т.д., удобнее и интереснее стало снимать со световой кистью.
    Больше не нужно работать в полной темноте. Постоянный источник света, включенный на протяжении всей экспозиции, лишь задаст некий референсный уровень освещения и дальше уже не будет влиять на светотеневой рисунок. А теперь мы можем сколь угодно долго работать со световой кистью и даже со вспышками, и в любой момент можно подойти к камере, посмотреть результат и остановить экспозицию или продолжить работу.

    Я записал видео, в котором рассказываю и показываю, как работает Live Composite:



    На практике остаются конечно некоторые частные вопросы к реализации режима. Например, невозможность выставить выдержки, более короткие, чем 1/2 сек, отсутствие съемки с задержкой, отключенная стабилизация. Live Composite, по всей видимости, был изначально заточен в основном под съемку фейерверков и под лайт-пейнтинг. Хотя, если бы программисты Olympus немного расширили возможность настройки, чтобы этот режим стал более универсальным, например, помогал размазать воду при съемке водопадов в светлое время суток (для этого было бы достаточно просто снять ограничение минимальной выдержки в 1/2 сек). В общем, мечтать не вредно, и я уверен, что рано или поздно возможности будут расширены, благо для этого нужно внести лишь небольшие изменения в софт.


Все материалы по Olympus OM-D E-M5 Mark II (раздел пополняется):

    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - анонс и hands-on превью
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - режим high resolution
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - дизайн, эргономика и управление
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - качество изображения
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - возможности видеосъемки
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - обзор Software
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - режим Live Composite
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - Итоги

Обзоры объективов на систему micro 4/3:

    - Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO - личные впечатления
    - Samyang 7.5 f/3.5 на MFT - впечатления

Обзоры других камер формата micro 4/3:

    - Обзор Olympus E-M1 - unboxing - открываем коробку, первые впечатления
    - Обзор Olympus E-M1 - ч. 1. Дизайн, эргономика, дисплей и EVF
    - Обзор Olympus E-M1 - ч. 2. Скорость, автофокус, съемка на MF-объективы, работа автоматики
    - Обзор Olympus E-M1 - ч. 3. Сенсор: чувствительность, ДД, детализация, цветопередача, стабилизатор
    - Обзор Olympus E-M1 - ч. 4. Студийная съемка, видео, Wifi, доп. функции и прочая информация. Итоги.
    - Olympus OM-D E-M5: дваждыкроп и профессиональная предметная фотосъемка
    - Olympus OM-D E-M5: low-light high ISO performance (ISO 8000)

Некоторые "сопутствующие" публикации, которые могут быть вам интересны:

    - О размерах и пропорциях кадра - ФФ, кроп и дваждыкроп
    - Сравнение шумов на Olympus E-M1 и Canon 5D Mark II - "угадайка"
    - Плюсы и минусы ФФ БЗК - чуть-чуть рассуждений
    - Что такое shutter shock на беззеркалках и как с ним бороться?
Tags: olympus, om-d em-5 mark ii, натюрморт, обзор, предметная съемка, фототехника
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments