dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

Olympus OM-D E-M10 Mark II - Focus Bracketing Mode

    Макро и мелкая предметка - это традиционно технически сложные виды съемки. Одна из непростых задач - получить нужную глубину резкости (ГРИП). Этому вопросу у меня кстати посвящен отдельный материал.

    Сегодня для решения данной проблемы чаще всего используют стекинг - методику увеличения глубины резкости за счет сложения нескольких кадров с разной фокусировкой. На текущий момент это все еще самый качественный (но и самый трудоемкий) способ получения хорошо детализированной фотографии с большой ГРИП. Он практикуется и в природном макро, и в мелкой предметке - там, где даже сильное зажатие диафрагмы на пределе дифракции все еще не дает желаемой глубины резкости, чтобы поместить в нее весь объект целиком.

    При стекинге делается несколько последовательных кадров со смещением фокуса, каждый из которых захватывает отдельную плоскость фокусировки. То есть объем сцены мы снимаем не одним кадром, а как бы нарезаем на "слоёный пирог", который затем можно склеить в специальной программе в одну картинку с большой глубиной резкости.

    Я попробовал простенько визуализировать процесс, чтобы было понятнее:

focus_bracketing


    Весь "кубик" - это глубина резкости, которую теоретически можно получить, скажем, на диафрагме f/32 или f/64, вот только редкий объектив имеет такую установку, да и картинка будет совсем размытая от дифракции (которая на сенсоре m4/3 16 мгпкс наступает примерно после диафрагмы f/8).
    Брекетинг по фокусировке позмоляет разбить эту большую ГРИП на малые составляющие, которые можно снять последовательно на более "разумных" диафрагмах.

    Сложность в том, что нужно вручную перефокусироваться на каждую плоскость, соблюдая определенный шаг, и при этом случайно не сдвинуть камеру. Часто используют специальные рельсы, по которым передвигают камеру вперед-назад. При этом было бы еще хорошо не снимать лишних кадров, т.е. учитывать, что по мере удаления от камеры глубина резкости увеличивается.

    В некоторых камерах (например, в отдельно взятых Кэнонах с альтернативной прошивкой Magic Lantern), процесс можно частично автоматизировать.

    В новой камере OM-D E-M10 Mark II также сделана попытка автоматизировать задачу. Насколько она удачна или не удачна - это мы сейчас выясним :)

Камера может автоматически делать серию кадров с брекетингом. Достаточно сфокусироваться на ближайшей точке объекта, которую хочется получить резкой, в дальше в меню выбрать соответствующий режим и единожды нажать кнопку спуска. Все остальное камера сделает сама - перефокусируется, снимет кадр, снова перефокусируется, снова сделает кадр и т.д. - пока не снимет заданное количество кадров или не остановится автоматически по достижению бесконечности.
    Разве что собирать кадры придется все равно на компьютере самостоятельно или с помощью специальных программ (Фотошоп, Helicon Focus, Zerene и т.п.). Но основную рутинную работу при съемке можно теперь переложить на плечи автоматики внутри камеры.

    В режиме брекетинга по фокусировке активируется электронный затвор, а съемка последовательности кадров занимает не больше времени, чем сумма экспозиций отдельных кадров (плюс время записи на флешку). Поэтому весь процесс происходит быстро:


OM-D_E-M10_mk_II_focus_bracketing


    Чтобы активировать брекетинг по фокусировке, нужно в меню, посвященном режимам брекетинга, выбрать последний пункт - Focus BKT. Далее можно установить параметры съемки. Их всего два - число кадров (от 1 до 999) и “Differential” - то есть величина сдвига фокусировки между кадрами (от 1 до 10).

    Если с первым пунктом все более-менее понятно, то второй не совсем очевиден. Приращение задается в неких условных единицах. Что это за единицы?
    Я попытался разобраться, но точная картина пока что не до конца вырисовывается (возможно, будут еще уточнения от Олимпуса, тогда я добавлю их апдейтом к посту).

    С одной стороны, есть намеки на то, что приращение в одну условную единицу соответствует минимальному техническому шагу автофокуса конкретного объектива. Но как при этом получается, что один и тот же механический сдвиг линзблока дает все более удаленные точки фокусировки при увеличении дистанции - я точно сказать не могу, не знаю, в какой зависимости находится физическое передвижение линзы и перемещение точки фокусировки. Впрочем, поскольку по мере удаления от камеры ГРИП также растет, то увеличение шага фокусировки в общем-то удачно позволяет избежать съемки лишних кадров.

    Но на фактический шаг перефокусировки также влияет и установленная диафрагма. При зажатии дырки камера, видимо, пытается компенсировать рост ГРИП увеличением шага перефокусировки так, что на f5.6 одна и та же глубина сцены покрывается 6 кадрами, а на f7.1 - уже пятью, при этом точки фокусировки распределяются немного по-разному, видно, что шаг перефокусировки во втором случае больше - как бы сообразно росту ГРИП от зажатия диафрагмы.
    Это не совсем удобно, поскольку при зажатии диафрагмы ожидаешь, что сцена будет более "плотно" покрыта ГРИП, однако камера в ответ наращивает шаг, и "пробелы" в резкости остаются, приходится уменьшать шаг в настройках и параллельно увеличивать количество кадров в последовательности.

    Чтобы не запутаться, я собрал несколько тестовых экспериментов в одну схему, которая наглядно показывает, как ведет себя режим Focus BKT при разных настройках.

ruler
Как видно, расстояние с каждым шагом прогрессивно увеличивается (практически - сообразно росту ГРИП).
    Вместе с тем, при зажатии диафрагмы шаг перефокусировки тоже увеличивается, что может быть не совсем удобно, поскольку фотограф ожидает, что "покрытие" зоны ГРИП станет плотнее, однако камера делает его более "разреженным", отдаляя точки фокусировки друг от друга. В итоге после зажатия диафрагмы приходится корректировать параметры брекетинга, чтобы не было "пробелов" в съемке.
Этот момент конечно получился неочевидным. Для каждой съемочной ситуации параметры приходится подбирать интуитивно и не за один раз, и очень важно следить за тем, чтобы между соседними “слоями” получалось достаточное перекрытие по ГРИП, иначе после сшивки можно получить картинку с нерезкими зонами.
    Так, ни один из вариантов из приведенной схемы не дает полного покрытия объекта. Для дальнейшего разбора я возьму последовательность - уже из 20 кадров со смещением 2 на диафрагме f2.8. На графике она не показана (неудобно), но именно такие настройки гарантированно покрывают весь объект целиком без пропусков. Набор исходных файлов выглядит так:

thumbs


    Как видно, резкость здесь перемещается постепенно от переднего края бленды объектива до дальнего края камеры. Кадры последовательности охватывают глубину порядка 10-15 см, тогда как ГРИП единичного кадра на диафрагме f/2.8 составляет не более 1 см.

    Объединить эти 20 фотографий в одну можно любым методом по желанию - либо в Фотошопе, либо в Helicon Focus, либо в Zerene - выбор программ обширен, а результат примерно одинаков.


2015-09-23-23.13.04-ZS-PMax


    И для сравнения - один из исходных камерных жпегов:

P9230014

    Результат неплох. Но для его получения пришлось сделать несколько экспериментальных серий и отсмотреть каждую из них, подбирая параметры. Если бы разработчики думали не как программисты и инженеры, а как фотографы, то режим брекетинга по фокусировке мог бы выглядеть более интуитивно.

    Например (идеальный сценарий):

"Фотограф устанавливает диафрагму, задает желаемую глубину резкости в сантиметрах, а камера сама определяет нужное количество кадров и шаг смещения фокусировки между ними, чтобы резкостью перекрыть всё заданное расстояние".

    С точки зрения программирования все это должно быть не очень сложно - ведь калькулятор ГРИП работает по известным формулам, уточнить которые для конкретного сенсора, набора объективов и значений диафрагм - вполне решаемая задача. Можно даже не заставлять камеру вычислять всё на ходу, а просто дать ей большие заранее подготовленные таблицы, из которых она просто будет брать готовые значения сообразно фокусному, диафрагме и дистанции.
    Вот тогда было бы вообще идеально. Посмотрел на сцену, прикинул в уме глубину объекта, выставил диафрагму, камера сказала: “При твоих параметрах мне надо сделать 10 кадров, и они покроют нужное тебе расстояние без пробелов”. Шаг, естественно, устанавливается автоматически. Если пользователь считает, что кадров слишком мало или слишком много, то он меняет диафрагму, и камера пересчитывает кол-во кадров.

    Но это пока что в мечтах :) А в реальности на сегодня - уже есть некая автоматизация рутинного процесса, хотя подбирать параметры пользователю все еще придется вручную. Впрочем, на большинстве других камер нет и этого.
    Учитывая, что Olympus очень хорошо поддерживает прошивки и регулярно делает продуктивные апдейты, а также активно интересуется мнением реальных пользователей-тестеров, - есть все шансы, что функция будет доработана и улучшена. Во всяком случае, мои пожелания им уже передали :)

    Я же вдогонку разработчикам адресую еще вот какие замечания:

    1. Нужна возможность установить задержку между кадрами (чтобы успевали перезаряжаться студийные вспышки, аналогично тому, как это сделано в High Resolution Mode на OM-D E-M5 Mark II).
    2. Нужно в режиме брекетинга (и в Live Composite тоже) иметь возможность снимать с задержкой спуска - это было бы полезно тем, у кого нет пульта, поскольку нажатие кнопки дает ощутимую встряску камеры и потенциальный смаз первого кадра.

    Напоследок напомню, что в ноябре выйдут обновленные прошивки для E-M1 и E-M5 Mark II. В обеих камерах (помимо других серьезных улучшений) появятся опции брекетинга по фокусировке (аналогично E-M10 Mark II), а в E-M1 эксклюзивно - режим стекинга, при котором камера делает 8 фиксированных кадров (1 в точке фокусировки, 2 кадра на себя и 5 кадров в сторону бесконечности), а затем автоматически сшивает их в одну фотографию прямо внутри камеры. Исходные кадры последовательности сохраняются в RAW для самостоятельной обработки. А композитное фото записывается в JPEG. Вероятно, этот режим будет более прост и интуитивен в использовании, чем брекетинг.

    UPD
    Поскольку тут народ интересуется, насколько оно подходит для живой природы... Ну насекомых у меня (слава богу!) в доме нет, а вот кошка - есть :) Решил для пущей жести снять с брекетингом прямо с рук, без штатива. 7 кадров с шагом 4.
    Кадры загнал в фотошопный стек и сделал автовыравнивание, откропил пустые края.


Mela


    Ну и результат после сложения через Auto-Blend Layers:

Mela

    Но это очень сложный объект - лицо у кошки всегда в движении :) Тем более съемка с рук. Однако результат есть (хотя какие-то мелкие артефакты на усах и бровях конечно неизбежны при такой съемке).


Все материалы по Olympus OM-D E-M10 Mark II (раздел пополняется):

    - Olympus OM-D E-M10 Mark II - анонс
    - Olympus OM-D E-M10 Mark II - hands-on превью
    - Olympus OM-D E-M10 Mark II - Дизайн, эргономика и управление
    - Olympus OM-D E-M10 Mark II - Качество изображения, затвор, автофокус, стабилизация, видео
    - Olympus OM-D E-M10 Mark II - Focus Bracketing Mode
Tags: olympus, om-d e-m1, om-d em-10 mark ii, om-d em-5 mark ii, photoshop, ГРИП, методики, обзор, олимпусовое, предметная съемка, студийная съемка, фототехника, цифровая обработка
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments