dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 Fisheye PRO - обзор

header

    Фишаем обычно называют сверхширокоугольный объектив с не исправленной дисторсией, имеющий очень широкий угол обзора (иногда больше 200°) и характерные бочкообразные искажения.
    На фишай чаще всего снимают панорамы (чтобы получить полную сферу, бывает достаточно 5-7 кадров), экшн-спорт от первого лица, фишай популярен в подводной фотографии и при съемке с летательных аппаратов. Часто используется как творческий объектив с характерной необычной картинкой.

    Сегодня на байонет micro 4/3 можно поставить несколько таких линз, включая старый автофокусный Olympus Zuiko 8 мм f/3.5 от системы 4/3, Panasonic Lumix 8 мм f/3.5, Olympus fisheye cap 8 мм f/8 и неавтофокусный Samyang (он же Rokinon) 7.5 mm f/3.5.
    Все это, насколько я знаю, неплохие объективы, Самьянгом я давно уже пользуюсь сам (правда, редко, поэтому отсутствие автофокуса не мешает).

    А в этом году Олимпус выпустил совершенно новый и уникальный в своем роде фишай 8 мм f/1.8.
    Подчеркну, что я не ставлю задачу прямого сравнения объектива с аналогами. Ибо их надо где-то достать еще, а сравнительное тестирование - дело небыстрое, да и самого героя нынешнего обзора у меня на руках уже нет :)

Итак, что же собой представляет Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 Fisheye PRO?

Это "классический" диагональный фишай с углом обзора 180°. Полнокадровые аналоги обычно имеют фокусное расстояние 15 мм.





    Объектив обладает весьма сложной (для фикса) оптической схемой - 17 элементов в 15 группах, (1 Aspherical lens, 3 Super ED lenses, 2 ED lenses, 1 Super HR Lens, 2 HR lenses). И, естественно, имеет фирменное просветление Z.E.R.O.
01
Как результат всех этих технологий - весьма внушительный MTF для фишая со светосилой f/1.8.

    Линза защищена от пыли и брызг, имеет кольцо постоянной ручной фокусировки, оснащена скругленной диафрагмой с диапазоном значений f/1.8 - f/22.

    Кстати именно по светосиле у Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на момент обзора аналогов не существует.


Зачем светосила фишаю?

    Во-первых, это позволяет снимать в сложных по свету условиях на короткой выдержке без какого-то безумного повышения ISO. Например, под водой.
    Я не аквалангист, и вообще у меня фобия глубины :) Как получил на тест фишай - пошел в "Москвариум" на ВДНХ. А кто там был - те знают, что там местами темновато, и ISO зашкаливает. Честно сказать, не представляю себе, что там делать без дырки f1.8 при таком освещении. А под водой наверное и темнее бывает. Ну подводные фотографы меня поправят, если ошибаюсь. И там тоже разные жанры есть. И подводное макро без вспышек никто не снимает, вроде бы.
    Минимальная дистанция фокусировки позволила снимать, практически уткнувшись в стекло :) Дистанция, указанная под снимками - это расстояние от матрицы до объекта, которую я взял из EXIF. Чтобы получить расстояние от передней линзы - вычитайте длину объектива (8 см).


P9030910s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,2 м. По клику - крупнее.


P9031017s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,2 м. По клику - крупнее.


P9031114s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,5 м. По клику - крупнее.


P9031138s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,24 м. По клику - крупнее.



Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,2 м. По клику - крупнее.


P9031317s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,19 м. По клику - крупнее.


P9031348s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 4 м. По клику - крупнее.


P9031410s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/2.2. По клику - полноразмер.

Прим.:
Неприличная хроматика во многих примерах из "Москвариума" обусловлена тем, что съемка происходила через толстое стекло и толщу воды, как результат наблюдаем выраженное преломление в спектр. Если бы камера находилась непосредственно в воде, то картинка была бы лучше.




    Много света полезно и для всяких экшн-съемок, которые также будут обходиться более короткими выдержками (значит меньше смаза, меньше ISO).

    Во-вторых, со светосилой f/1.8 появляется возможность художественно акцентировать сюжет за счет малой ГРИП.
    Как ни странно, но для фишая это тоже полезно.

    Рисунок боке у Олимпуса красивый, мягкий и закрученный, практически без хроматики. Больше всего проявляется в макродиапазоне.

P9070094s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,18 м. По клику - крупнее.


    И на минимальной дистанции:

P9170847s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,12 м. По клику - крупнее.


    Относительное отверстие f/1.8 дает некий резерв для зажатия диафрагмы. То есть на светосильном объективе, прикрывая диафрагму, мы быстрее получим пик резкости по всему полю. Скажем, есть у меня фишай самьянг 7.5 мм f/3.5. Он конечно резок на открытой, но зажатие все равно не помешает. И вот мы прикрываем его на стоп и получаем уже f5.0. Это может оказаться темновато в каких-то условиях. А если зажать на стоп f/1.8, то получится всего лишь f/2.5. То есть на две ступени светлее. Это немаловажно для тех сфер, в которых фишай особенно популярен - в подводной фотографии и при съемке звездного неба.

    Что удивило меня - это отличная резкость по всему полю на открытой диафрагме. То есть можно в любых условиях снимать на f/1.8 и не беспокоиться. Это будет особенно полезно для съемки звездного неба - ведь света там всегда мало, а выраженные треки звезд от длинной выдержки не всегда приемлемы.

    Я сделал серию кадров со штатива на разных диафрагмах вплоть до f/7.1:

P9210001s
По EXIF фокусировка - бесконечность. Ссылки на полноразмеры:   f/1.8f/2.8f/4.0f/5.6 - f/7.1


    На открытой в самых углах конечно есть падение резкости и хроматика, которые уходят с зажатием диафрагмы примерно до f/4.0. В целом резкость по всему полю равномерная, контраст - отличный.

    Вторая уникальная особенность объектива - очень малая минимальная дистанция фокусировки - всего около 2.5 см от передней линзы (12 см от сенсора), что дает максимальный масштаб 0.2x (0.4х в полнокадровом эквиваленте), для фишая это очень прилично. При минимальном расстоянии в кадр помещается кусок реальности размером 154×82 мм.

    Вот например очень маааааленький грибочек :)


P9070115s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,15 м. По клику - крупнее.

    Думаю, что диафрагму 1.8 в макродиапазоне вам вряд ли придется часто использовать - из-за маленькой ГРИП :)
    При этой дистанции и на f/2.8 ГРИП все еще маловата:


P9070124s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/2.8, дистанция 0,15 м. По клику - крупнее.

    Зато эффект необычный. Вроде бы ГРИП ничтожная, размытие сильное, масштаб большой, но и угол обзора немаленький = интересные, живые кадры.

    Вот грибосы покрупнее:

P9170851s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,15 м. По клику - крупнее.

    В данном случае EXIF-tool подсказывает DOF: 0.012 m (0.119 - 0.131). Т.е. ГРИП всего 1.2 мм (при дистанции фокусировки 12 см).

    На f/5.6 - уже лучше:

P9170859s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/5.6, дистанция 0,15 м. По клику - крупнее.

    Здесь уже получается DOF: 0.05 m (0.12 - 0.17)

    Но на ближних дистанциях нужно еще обращать внимание и на кривизну поля - как видно, в макродиапазоне на открытой диафрагме резкость на краю кадра почти всегда загибается "куда-то там" - плоскость фокусировки слишком сферическая :)

    Впрочем, по мере отдаления эффект уменьшается, уже на расстоянии в полметра беспокоиться не о чем, всё резко.

P9070235s
Olympus M.Zuiko ED 8mm f/1.8 на f/1.8, дистанция 0,53 м. По клику - оригинал.

    И напоследок впечатления о конструктиве.

    Объектив немаленький и довольно увесистый.
    Напомню его размеры - 62x80 мм. Масса на Земле - 315 г.

    Для сравнения, кэноновский фишай EF 15mm f/2.8 имеет размеры 73x62 мм при массе 330 г.
    Примерно то же самое, хотя Зуйка по всем показателям превосходит полнокадровый аналог (включая и цену, но она в данном случае оправдана).
    Думаю, что полнокадровый фишай со светосилой 1.8 был бы размером с аквариум :)
    Так что тут все более-менее адекватно. И развесовка с камерой на беззеркалке - превосходная (в отличие от полнокадровой тушки, которая с фишаем норовит завалиться назад, слишком уж он лёгок для фуллфрейма).

    Еще от аналогов олимпусовский фишай выгодно отличает защита от воды и пыли (с помощью 5 внутренних прокладок), что, в сочетании с металлическим конструктивом, делает его пригодным для использования в самых жестких условиях, включая и охлаждение до -10 градусов. Это уже обычная фича для объективов линейки Pro.

seal


    Итоги

    Подводя итог обзору, я бы сказал, что объектив произвел на меня прекрасное впечатление.
    Качество картинки на открытой диафрагме очень высоко, разрешение отличное, хроматика, пожалуй, ниже, чем у аналогов. Фокусируется фишай мгновенно.
    Поразительное макро и очень приятное размытие.
    Размер и вес конечно слегка превышают показатели аналогов (особенно неавтофокусного Самьянга). Некоторые сложности при съемке вызовет сильная кривизна поля и падение резкости к краю в макродиапазоне. Ну и конечно цена делает этот объектив доступным только тем, кому он действительно необходим с его светосилой и автофокусом. Например, подводным фотографам. Ну а им не привыкать тратиться на технику :)
    Для тех же, кто снимает на фишай лишь время от времени и в основном статичные фото или панорамы, и не может себе позволить новинку, я от души рекомендую Samyang (Rokinon) 7.5 мм f/3.5. Да, этот объектив не порадует вас светосилой и автофокусом. Но по резкости он не хуже, чем Olympus, при этом в пять раз дешевле :) А время сейчас такое...
Tags: fisheye, olympus, om-d em-10 mark ii, samyang 7.5 mm, обзор, объективы, олимпусовое, технодроч, фотографии, фототехника
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments