dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

О проблемном красном на цифре - подводя итоги


   В прошлом посте я выложил для экспериментов пару кадров.
   Практика показала, что не у меня одного их обработка вызвала серьезные проблемы — мало кому из читателей удалось получить на выходе нормальную по цвету картинку без артефактов и постеризации, т.е. без откровенного технического брака.

   Почему ни один конвертер до сих пор не справляется с такого рода проблемными файлами как говорится out of the box, то есть сходу? Банальная математика, профилирование — казалось бы... В чем же дело и как бороться?

   Можно было бы списать проблему на особенности камеры (по случайности оба кадра сняты на Canon 5D MkII). Но если погуглить фото этих фонтанов на Поклонной горе, то не найдется ни одного кадра, где не присутствовала бы проблема с красным, в том или ином виде. Более того, почти везде, даже на кадрах с Олимпуса, баг выглядит очень похоже на мои примеры — красный везде лажовый: 


   Чтобы понять причину такого поведения конвертеров, нужно выяснить, что внутри RAW-файла в проблемных местах.
Поскольку получить действительно достоверно линейную картинку в RAW-конвертерах затруднительно, обратимся к софту, который показывает по-настоящему сырую информацию с матрицы.

   Я в таких случаях использую Raw Analyzer. К сожалению, автора этой программы уже нет в живых, и сайт не работает, но окольными путями удалось отыскать дистрибутив последней версии и даже хелп, и, по счастью, программа нормально открывает файлы с 5D Mk II.
   Я выложил эту полезнейшую программу, вы можете скачать Raw Analyzer (rawnalyze.exe) в архиве вместе с хелпом:

rawnalyze.rar (3.7 mb)

   Возьмем для рассмотрения первым файл с фонтанами.
   Открываем его в rawnalyze, выбираем режим Linear, чтобы показывалась картинка без применения гамма-кривой.
То, что мы видим — это и есть самая что ни на есть сырая информация.
   Выбирая поочередно каналы RGB, видим, что красный ушел в насыщение раньше, чем зеленый и синий. На выделенном этом участке зеленый варьируется от 41 и до 78, тогда как в красном — сплошная заливка 255, а синий вообще почти отсутствует как класс (но он нам и не нужен для построения красно-оранжевой гаммы):


   Получается, что в красном канале у нас ноль градаций, в зеленом — 37, а в синем — 4.

   Что происходит, когда такие каналы смешиваются в композитную картинку?

   В идеальном случае, когда засветки нет, значение красного на выделенном участке должно плавно меняться, создавая детали и сохраняя пропорцию с зеленым и синим, тем самым формируя один и тот же цвет с вариациями яркости. В этом же кадре баланс каналов не сохраняется, красный все еще имеет значение 255 там, где другие каналы меняются.
   Кроме того, проблемные области лежат на нелинейном участке характеристической кривой сенсора. При любой настройке баланса белого каналы смещаются друг относительно друга, и довольно затруднительно компенсировать то, что линейный участок в одном канале приходится на нелинейный в другом. Даже небольшой сдвиг порождает цветовые артефакты в виде постеризации. Положение усугубляется еще и тем, что на изображение неизменно накладываются цветовые профили и кривая контраста. Скомпрессированный нелинейный участок растягивается, причем в разных каналах по-разному, усугубляя постеризацию.

   В результате мы получаем ту очевидную и трудноизлечимую порнографию, какую видим в большинстве вариантов обработки, предложенных читателями в комментариях к прошлой публикации.

   Что же делать с подобными кадрами?

   Прежде всего — снимать нормально!

   Многие считают засветкой 255-255-255, хотя сколько-нибудь значительная область с тоном 255-0-0 тоже может быть засветкой, если в сцене на этом месте должны быть детали, а их нет.

   Поэтому нужно ориентироваться на поканальную гистограмму, использовать брекетинг по экспозиции или делать дополнительный кадр со слабым зеленым фильтром, который «выравнивает баланс каналов» еще перед матрицей.

   При обработке такого кадра основная задача — сдвинуть нелинейный участок кривой вниз и компенсировать то, что в разных каналах разное кол-во эффективных градаций в светах, и сделать это с минимальным использованием кривой.

   Начать стоит с установки нулевых значений яркости и контраста, а также линейной кривой контраста. Тут существует некоторая путаница, поскольку трудно понять, какие значения яркости и контраста соответствуют линейной гамме в каждом отдельно взятом конвертере. А еще сбивают с толку дефолтные значения, особенно в Лайтруме. Там по умолчанию принято значение яркости +50, хотя его никак нельзя считать корректной точкой отсчета. Как и контраст +25. Пользователь выбирает линейную кривую и значения по умолчанию, думая что получает линейную гамму на выходе, хотя на самом деле при яркости +50 и контрасте +25 он видит по сути изображение с S-образной кривой и экспокоррекцией в плюс.
   
В DPP тоже не все гладко, и галочка «Linear» показывает картинку, уже сдобренную одним из Picture Style. А это значит, что к ней применены некие поканальные кривые и селективные цветовые настройки, что само по себе как-то не вяжется со словом «Linear».
   Поэтому на практике получается, что действовать приходится по наитию и методом тыка. Причем удобоваримые результаты у читателей получались в рамках одного и того же конвертера вообще по-разному. Кто-то крутил только яркость-кривую-контраст-черный, кто-то мудрил с camera calibration, кто-то — всё сразу и одновременно.

   В кадре с «натюрмортом» ситуация несколько иная. Там вообще нет сколько-нибудь значительных по площади засветок, однако конвертеры также сходу не справились с задачей. Хотя я уверен, что почти все читатели хотя бы примерно представляли себе типичный красный шелк, цвет коробки с сигариллами ну и т.д. Тем более что в кадре есть эталонный серый.
   Опять же, вопрос корректных профилей в RAW-конвертерах до сих пор стоит очень остро. Хотя 21 век ведь, люди в космос летают...

   Как итог... Какие варианты конвертации предложу я сам?

   «Натюрморт»


   Здесь все было несложно, перед глазами есть объекты. Выбрал самый линейный из стилей — Faithful. Убавил контраст, чтобы сделать еще более линейно.
   Убавил экспозицию, чтобы сместить нелинейные участки вниз и заодно визуально уплотнить цвет. Чуть ухолодил цветовую температуру (это видно по фону), красный перестал быть морковным. При этом Color tone сдвинул наоборот в сторону теплоты, что позволило заполнить неравномерность цвета на градиентах и добиться корректного цвета кружки.
Зрительно картинка на 100% соответствует действительности и не имеет технического брака.

   Другой, несколько нереальный, но по-своему художественно приятный вариант, который мне понравился, предложил tsykhra :


   Здесь использован RPP и новый кэноновский профиль Ильи Борга, который войдет в следующий релиз программы. (Сам Илья в моем блоге забанен за неумение корректно вести беседу, не задирая собеседника, что однако ни в коей мере не умаляет его качеств и моего уважения к нему как к профессионалу очень высокой категории)
   Особенно в этом варианте порадовала прекрасная дифференциация оттенков красного у четырех предметов.

   Фонтаны



   Этот кадр сильно сложнее из-за больших засветок в красном, который буквально сводят с ума любой конвертер. Чтобы убрать разноцветье, пришлось сильно отминусовать экспозицию, линеаризовать картинку, убавив контраст до минимума, и компенсировать розовые участки движком Color tone.
Мне самому в этом варинте многое не нравится, в первую очередь некая цветовая массивность струй, это все-таки не масляная краска хлещет, а подсвеченная вода.

   В этом смысле опять приятно порадовал tsykhra  со своим вариантом конвертации — тут струи более воздушные, живые, при этом желтый оттенок деликатен ровно настолько, насколько он нужен для увеличения светлоты. И тоже RPP, что приятно удивило:


   «Победителей» выбирать не совсем корректно, вопрос субъективный, критерии довольно расплывчаты, но каждый, надеюсь, получил хороший опыт.

Tags: dpp, lightroom, raw, rpp, методики, профилирование, статьи, теория, цифровая обработка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments