dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

Как мы делаем подкасты (технические вопросы)


Был тут недавно в комментариях вопрос о том, как технически у нас организована запись и обработка подкастов.

Даю краткую вводную информацию по оборудованию-программам-методикам.

Оборудование:

- 3 микрофона Samson meteor USB - 3 х 100 уе. Микрофоны не идеальные, но их плюс в том, что за очень скромную цену (меньше цены простецкого Shure SM58) мы получаем хороший по звуку конденсаторный микрофон, который втыкается в любой компьютер без драйверов и работает как внешняя звуковуха, имеет собственные складные ножки, прямой мониторинг на наушники, в общем по факту решает задачи подкастинга на 100%. Альтернативы - либо другие USB микрофоны (важно, чтобы был прямой мониторинг на наушники), либо внешний аудиоинтерфейс или микшер с цифровым многодорожечным выходом, что в любом случае дороже, чем Samson USB, менее мобильно и в целом менее удобно.
- в качестве стоек сейчас используются обычные фотоштативы (там резьба соответствует по диаметру "тонкому" музыкальному стандарту, в микрофонах - толстый стандарт, гайки-переходники покупаются в любому муз. мазагине за 30 р). Хочется хорошие стойки именно микрофонные, кронштейны или подвес, но пока не заморачиваемся. Иногда микрофоны просто ставятся на стол-стул-тумбочку.
- ветрозащита - 3 х 30 уе, у нас пока одна штука у меня, ради перестраховки. На самом деле самсон метеор практически не "попает", даже если говорить вплотную. Но ветрозащита еще не пускает на микрофон слюну и прочие бактерии изо рта, что гигиенично.
- макбук - по вкусу, либо стационарный комп, но ноутбук лучше, если он меньше шумит и независим по питанию, мобилен. Кстати самсон метеор можно воткнуть и в iPad через camera connection kit, что дает возможность писать подкасты где угодно в дороге например или в поездке.
- наушники каждому участнику - по вкусу, но желательно, чтобы были закрытого типа и не выпускали звук наружу. При записи каждый мониторит себя в своих наушниках, которые подключаются к direct output на самих микрофонах. Я использую MBQuart 450 (хотя звук из них иногда слишком выходит наружу, лучше подобрать что-то более изолирующее как в ту, так и в другую сторону).

Софт:

- Reaper, цена лицензии - 60 уе. Есть под pc и под макинтош, под линукс. Можно также бесплатный аудасити или даже гараж бэнд. Можно кубейс, лоджик про или про тулз. Выбор за вами. Мне просто рипер показался идеалом под макинтош, другие проги либо были дороги, либо недостаточно хорошо работали, либо не имели каких-то привычных удобств. Cubase покупать под мак ради подкастов - дорого, а его урезанная версия - мало инсертов для эффектов.
- плагин Izotope ozone 5 (пиратка) - оттуда использую удобный максимайзер.

Особенности подключения микрофонов зависят от операционки, как в windows не знаю, на маке просто втыкаешь все, потом в спотлайте набираешь Audio midi setup, создаешь aggregate device, куда втаскиваешь все три микрофона. Потом его же выбираем как устройство записи в Reaper. Уровни записи gain каждого микрофона выставляются через те же audio midi setup. Уровень выставляется так, чтобы при громкой эмоциональной реплике говорящего замер не прыгал выше -2-3 децибел, что дает пространство для редактуры и не загоняет запись в шумные "низы" по амплитуде.

Для записи по возможности выбирается помещение с минимумом эха. Участники говорят максимально близко к микрофону, не меняя громкости и дистанции-положения относительно оси микрофона.

На стадии записи есть несколько главных вещей:

- чтобы говорящие меньше попадали друг другу в микрофоны
- чтобы меньше попадало в микрофон эхо комнаты (для этого можно огородить крофон поролоновой "коробкой" и говорить максимально близко в микрофон)
- чтобы говорящие держали дистанцию до микрофона по возможности неизменной, как и полодение по оси мембраны
- уровень записи не доходил до клиппинга (примерно то же самое что засветки в фотографии). При этом слишком низко по громкости опускаться тоже нельзя - потом будете поднимать громкость программно, и вылезет шум)
- чтобы никто в процессе записи не стучал ногой по столу-полу-штативу-стойке, чтобы провода наушников не стукались ни обо что.

Иногда мы записываемся по скайпу, я пишу в Reaper свою дорожку с микрофона, Володя - свою (в audacity, если не ошибаюсь), потом пересылает мне wav, далее свожу все как обычно.

На стадии обработки я пользуюсь такой цепочкой эффетов на каждой дорожке отдельно:

- экспандер или нойз гейт в режиме экспандера (задавливает шум ниже определенного порога в паузах между репликами). Использую какой-то из гейтов, идущий в bundle от Waves.
- эквалайзер (параметрический, обрезается ненужный низ, бубнение в районе 300 гц, чуть понижаются высокие выше 10-15 кгц, где только шумы и шепелявые шипящие), для каждого голоса своя настройка, для каждого помещения записи своя. Использую родной риперовский ReaEQ.
- компрессор (аналог HDR в фото - адаптивно громкие звуки делает тише, потом общий уровень громкости наращивается). Использую родной ReaComp из рипера.
- максимайзер от ozone - интеллектуальное наращивание громкости после компрессии. Можно вместо максимайзера использовать встроенное автоусиление компрессора, если оно есть, но лучше все-таки отдельным инсертом.

А как мастер-эффекты использую:

- лимитер (не дать уровню выскочить за пределы "дд" аудиофайла)
- легкий ревербератор от aether или любой другой по вкусу, в соотношении не более 7-10 проентов к исходному миксу. Можно ревер вывести отдельной веткой и применить к нему эквалайзер, задавив эхо в низах и середине, либо сделать это внутри плагина, по вкусу.

Секвенсор переводится в режим имитации работы рекордера на магнитной ленте, когда при редактуре кусок вырезается, а остаток автоматом подтягивается к нему, не оставляя паузы-дырки. В разных рекордерах этот режим называтся и включается по-разному, в reaper например есть кнопка trim mode.
Вручную вырезаются оговорки, дубли, покашливания и очень длинные паузы в разговоре.

Отдельной дорожкой кладется музыка. Композиции берем с подсейф-источников, например с promodj.ru.
В Reaper и большинстве других секвенсоров аудиофайлы на дорожке автоматически кроссфейдятся при натаскивании друг на друга.
На дорожке с музыкой применен эквалайзер, где понижены высокие и середина, чтобы дать пространство для дикторов (не пересекаться с ними в частотном диапазоне). Поначалу была идея сделать так называемый ducking музыкальной дорожки (когда музыка автоматом затихает в момент говорения, легко реализуемо средствами программной комутации компрессоров в reaper), но в итоге отказался, звучит неестественно.
В нескольких последних подкастах используется один и тот же полуторачасовой микс музыкальная дорожка, ибо для каждого подкаста делать сопровождение отдельно - слишком геморно.

Вывод в mp3 файл моно 80 кбпс.

Далее - спрашивайте :)

Tags: photocompass, подкаст, статьи
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments