dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

О процессах

Прошел без малого год с момента моего последнего обзора RPP в блоге.
Многое изменилось за этот год. Этот замечательный конвертер вошел в мой рабочий процесс без альтернатив и во многом изменил мое отношение к цифровой фотографии вообще, заставил снимать лучше – и за это отблагодарил отличными результатами.
Я написал Руководство к программе, пока писал его – много узнал и во многом разобрался лучше.
Кстати, за последний год и аудитория RPP наверняка сильно выросла – во многом благодаря появлению русскоязычных мануалов, семинару Павла Косенко и дальнейшей популяризации не только в блогах, но и в Фотоклубе например. Я вижу каждый день множество людей, готовых разбираться, учиться и расти.

И вот сегодня я хочу поговорить об RPP в контексте эстетического бедствия, которое происходит в современной цифровой фотографии.

В сравнении с другими конвертерами, RPP подкупает многим, в первую очередь, конечно же цветом и работой с тональным диапазоном. И за последний год другие коммерческие RAW-конвертеры в этом отношении не только не продвинулись, но и ухудшили свой подход, как например Adobe Lightroom/ACR, о чем я писал и не один раз.

RPP напротив продолжает улучшать профили и интерфейс, добавилась возможность непосредственно в конвертере работать в пространстве sRGB, что дает более точную трансляцию цвета, чем перевод в sRGB в фотошопе, благодаря более корректным вычислениям Argyll CMS. Кстати сказать, Илья Борг в своем блоге как раз недавно писал об этих ошибках.
Казалось бы, какая важность может быть в третьем знаке после запятой?
Правильное построение этапов вычислений и качественная продуманная математика по части профилей и рабочих пространств, которая значительно опережает адобовскую, становятся решающими, когда дело доходит до агрессивной обработки в цвете. Там, где другие конвертеры или фотошопная обработка склонны жестко выявлять технические недостатки фотографий, RPP выдает при аналогичном цвете более консистентную и однородную картинку, с естественно выглядящими шумами и не усугубляя дефекты оптики (например, хроматические аберрации), сохраняя богатые цветовые детали в тенях.

Чтобы понять эти преимущества, нужно прежде всего перестать смотреть на фотографию как на технофетиш и вопреки соблазнам не искать каких-то новых пророков в цифре, трезво осознавая, что кроме удобства съемки, дешевизны кадра и кажущейся доступности технически рафинированной картинки, цифровая фотография по существу больше ничего не принесла человечеству и сама по себе ничего хорошего с точки зрения эстетики не может принести, до тех пор, пока фотограф (или производитель, как было с пленкой) осознанно не подведет под цифру нормальный эстетический фундамент. Потому что собственный фундамент у нее совсем свежий и жидкий – не то что у пленочной фотографии. Поэтому на цифре всегда была так популярна стилизация "под пленку", имитация кросс-процесса и прочие попытки привнести хотя бы формально и бездумно какие-то наработки пленочной эстетики в голую линейную цифру.
В этом смысле тот же лайтрум дает инструменты для быстрой стилизации и маскировки недостатков цифры, но увы, Adobe при этом уходит все дальше от уже наработанной и проверенной эстетики, и речь даже не о халтурных цветовых профилях, а о подходе к обработке в целом, который еще больше разжижает и без того хлипкий фундамент цифры. Даже опытный художник-фотограф здесь споткнется о непреодолимые препятствия в работе.
Я прежде всего имею в виду полный хаос в настройках тональной кривой в 4-й версии Лайтрума и соответствующей версии ACR. При этом фотограф не только теряет реальные точки отсчета в плане экспозиции и контраста, но и не имеет инструментария, который был бы хоть отдаленно адекватен понятиям об экспозиции и контрасте, на которых фотография выросла и окрепла как визуальное искусство.
Конечно, для дилетантов, привыкших "просто дергать рычаги, пока не получится что-то подходящее", Лайтрум – идеальный инструмент. А вот для профессионала с опытом, который привык управлять процессом не вслепую, RPP будет намного ценнее, поскольку настройки и экспозиции, и контраста там происходят адекватно и пленочному процессу, и эстетике цвета.

Увы, в плане популяризации RPP отдельная сложность заключается в том, что пользователь часто не видит фундаментальной разницы между изображением, полученным с помощью RPP, и его имитацией в других конвертерах или средствами фотошопа.
Разумеется, такое может происходить только если фотограф не имеет более-менее продолжительного позитивног опыта работы с пленкой.
Бывает и так, что фотограф сознательно избегает пленочной эстетики, выхолащивая картинку, пугаясь богатства цветовых деталей в тенях и гармонических отношений, более сложных и богатых, чем простейшие комплементарные пары.
Разумеется, в таком подходе тоже может быть своя доля истины, если фотограф готов поступиться своим творческим развитием в угоду упрощенным и непритязательным вкусам своей аудитории.
Такому фотографу RPP скорее всего ничего не даст, поскольку в данном случае человек сам ограничивает себя лишь поверхностным, упрощенным уровнем восприятия, работающим на примитивных гармониях и метафорах. Особо заметной эта лубочность становится, когда фотограф начинает еще и описывать свои работы, объясняя метафоры (пример: "А здесь тетерев как бы красуется на фоне вечерней зари, и его хвост словно факел горит на фоне заката"). Хорошее искусство, как и хороший анекдот, не нуждаются в дополнительной расшифровке и разъяснениям, а подобные описания – прерогатива критиков, а не самого фотографа.

В этом отношении RPP – определенно инструмент для тех, кому не просто близка пленочная эстетика и подход к тональным коррекциям, но и для тех, кто не боится усложнять и углублять свои работы с формальной точки зрения (ибо, как сказал Валерий Коневин, "не ЧТО, а КАК – это и есть суть искусства").

Надо сказать, что не только цветной, но и черно-белый инструментарий RPP здесь помогает обрести хорошую почву под ногами при работе с цифрой. Мы как бы работаем с виртуальными и вместе с тем реальными черно-белыми фотоматериалами, и порой отпадает необходимость в точной настройке хроматической чувствительности, как мы это делали ранее, интерпретируя изначально цветные изображения. Профили удачно наследуют характер оригинальных фотоматериалов, при этом в работе они не выглядят нарочитой стилизацией. Это очень заметно например по моей серии "Золотая улочка", которая была обработана прототипом одного из будущих профилей RPP, полученного с реального амбротипа. Несмотря на то, что цвета в этом профиле могут быть далеки от популярных представлений об амбротипе, они инструментально точно его воспроизводят и потому не выглядят фальшиво.

И все же, при всех своих достоинствах, RPP – всего лишь инструмент, которым нужно уметь работать и который не лишен недостатков.

У любой медали есть оборотная сторона. За последнее время я смог более-менее сформулировать для себя некоторые серьезные недостатки RPP, от которых наверное надо как-то избавляться.

RPP – все еще довольно спартанский конвертер в плане интерфейса. И речь тут даже не о цифровых полях ввода и отсутствии превью в реальном времени, а о том, что по мелочам остается много дискомфортрых моментов, начиная с банального управления пресетами и заканчивая History.
По совокупности этих и других причин, RPP все еще очень плохо приспособлен для массовой обработки больших фотосессий. History не интуитивна, собственного каталогизатора нет, т.е. везде нужны костыли.
Но при этом нельзя забывать, что RPP – это всего лишь проявочный бачок, задача которого по большому счету – с минимумом параметров качественно проявить RAW для последующей обработки.
С другой стороны, отстутсвие превью в реальном времени – тоже недостаток, которому можно конечно придумать какие-то оправдания, но нельзя отрицать, что постоянное применение настроек и последующее ожидание замедляют процесс.
Когда-то я предлагал Андрею подумать над реализацией прогрессивной отрисовки half-превью. На самом деле все не так сложно, достаточно делать выборку, например, каждой восьмой, потом четвертой, потом каждой второй четверки пикселей. Изображение будет прорисовываться прогрессивно с очень крупных пикселей и до полной детализации, и если сделать этот процесс фоновым, переложить на одно из ядер процессора и дать возможность пользователю при этом менять настройки, пока превью рисуется, процесс работы с RPP стал бы удобнее и быстрее. По крайней мере, это касается грубой настройки экспозиции, контраста, баланса белого, где пиксельные детали не важны.

Здесь очень трудно балансировать, потому что проект некоммерческий, изначально предназначался вообще для внутренних нужд его авторов. Этим объясняется и то, что RPP – проприетарный конвертер под макинтош.

Какие лично у меня как фотографа есть пожелания к авторам RPP?

Во-первых, как я уже сказал, это прогрессивная отрисовка half-preview.

Во-вторых, еще раз проанализировав опыт своей работы с конвертером за последние два года, пришел к выводу, что в RPP нужна не только индикация текущей, но и управление пользовательской тональной кривой, поскольку в 90% случаев приходится делать дополнительную доводку именно кривыми в фотошопе.
Все-таки пресеты гамма-кривой и контраст плюс точка черного – довольно грубые инструменты, когда речь заходит о тонких правках в тональном диапазоне.

В-третьих, RPP явно нуждаются в усовершенствовании алгоритмы демозаика. Один склонен к пикселизации на резких границах, другой – к артефактам в фактурах, труден выбор между двух зол.

В-четвертых, узким местом RPP являются засветки, из которых информацию в нем вытаскивать долго, трудно и малоэффективно. Понятно, что снимать надо по Анселю нашему Адамсу. Но бывают случаи... В общем, на данный момент те же продукты Adobe с засветками справляются намного лучше, какие бы там алгоритмы ни применялись, результат виден, и RPP здесь немножко не у дел.

В любом случае, хочу пожелать удачи Илье и Андрею и в очередной раз поблагодарить их за инструмент цифровой обработки, один из немногих, благодаря которым я расту творчески. Надеюсь, не только я. Это не секта. Просто я люблю с детства хорошие инструменты :)

Tags: rpp, разные мысли, статьи, цифра VS пленка, цифровая обработка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →