dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

Обзор Olympus E-M1 - ч. 3 - Сенсор: чувствительность, ДД, детализация, цветопередача, стабилизатор

pt3

Фотосенсор
Говоря о новой камере, и, главное, принимая решение о ее покупке, прежде всего надо уяснить для себя, окончательно и бесповоротно, что фотосенсор в ней установлен идентичный E-M5 (разумеется, за исключением отсутствующего АА-фильтра и добавленных фазовых датчиков).
Это очень хорошо заметно по характеру шумов, которые, по выражению Ильи Борга, как отпечатки пальцев уникальны для каждой модели сенсора.
В E-M1 используется технологически та же матрица с теми же фильтрами байера, и мы получим все тот же очень неплохой цвет и все ту же относительно высокую шумность, если сравнивать например с «чистюлей» Фуджи. Тем не менее, этот сенсор всего лишь годичной давности, и он имеет приличный динамический диапазон, неплохо «тянется» по экспозиции и при этом совершенно не подает признаков бандинга в тенях, который был характерен например для 5D Mk II.

Качественного роста в картинке, в сравнении с предыдущей моделью, не произошло (имеется в виду RAW, поскольку джейпеги стали во многом лучше), но мне думается, что без какого-то серьезного технологического прорыва улучшить картинку с 16-мегапиксельного дваждыкропа, как и с любого другого сенсора с ячейкой 3.7 nm, без ухищрений типа пиксель биннинга, как у Фуджи, — пока что не представляется возможным.

Однако на сегодня E-M1 все еще имеет лучший сенсор среди всех камер m4/3, а по качеству изображения в целом и особенно по цвету легко может поспорить со многими камерами с кропом 1.6 (а в отдельных аспектах — и с полнокадровыми камерами).


Чувствительность


PA240261s
ISO 1600, 1/8, f/1.7, 20 mm, конвертация в RPP. По клику - полноразмер. Отдельно можно взглянуть на камерный jpeg. Или скачать RAW

Бесшумная картинка и честная чувствительность никогда не были сильным местом камер Олимпус, даже после пришествия перспективных и современных соневских фотосенсоров. Приверженцев системы это никогда особо не пугало, а люди просветленные и думающие всегда понимали, что хорошая чувствительность матрицы редко дается просто так, чисто за счет какого-то там эзотерического «прогресса». Например у Кэнона весь прогресс заключался в том, чтобы поставить на матрицу жиденькие фильтры байера, через которые пройдет больше света (меньше шумов, профит!). Ну в крайнем случае увеличить микролинзы.
У Олимпуса несколько другой подход. В их камерах установлены матрицы с плотными фильтрами байера, которые обеспечивают лучшее разделение цветов, но чувствительность у такого сенсора меньше, чем у аналогов. Если говорить о конкретных матрицах, установленных в E-M1 и E-M5, то реальная чувствительность для значения «ISO 200» примерно соответствует ISO 100-125. В этом легко убедиться, если конвертировать файлы с помощью «честного» конвертера (например, с помощью RPP). Впрочем, другие камеры тоже не блещут честностью ISO.
Тем не менее, у Олимпуса более точная «разводка» близких цветовых оттенков позволяет при конвертации и обработке меньше поднимать насыщенность и получать более разнообразный и богатый цвет, во многом более «пленочную» и эстетичную картинку. А менее агрессивная обработка означает меньшее проявление шумов.

Кроме того, обработав многие сотни снимков с E-M5 (на E-M1 матрица аналогичная), я ни разу не сталкивался с таким явлением как бандинг на высоких ISO, который характерен для многих камер, в частности, для до сих пор популярной камеры Canon 5D Mk II.
Бандинг— это по сути шумы считывания, имеющие некую регулярную структуру в виде полос, сетки и т.д., которые очень плохо поддаются устранению с помощью шумодавов.
Взгляните на кропы парных снимков колорчекера, сделанные с сильной недодержкой на Canon 5D Mk II и Olympus E-M1. К обоим снимкам была применена экспокоррекция в конвертере +3 ступени.

01

Хотя конечно на многомегапиксельной матрице большого размера организовать чистое считывание сложнее, чем на дваждыкропе. Однако нам важен лишь конечный результат, и в этом плане Олимпус показывает некоторое преимущество перед хотя уже и довольно старой, но все еще популярной полнокадровой камерой с ячейками ощутимо большего размера.

Что касается других значений чувствительности, отличных от базового, то здесь Олимпус выдает хотя и скромные, но совершенно приемлемые для беззеркалки результаты.

На ISO 400 проявляется лишь едва заметное зерно:

PA250348s
ISO 400, 1/80, f/2.8, 59 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW

На 800 — все еще вполне допустимо:

PA250358s
ISO 800, 1/320, f/3.2, 35 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW

Даже на 3200 при условии нормальной экспозиции — смотрибельно:

PA250542s
ISO 3200, 1/125, f/2.8, 100 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW

Конечно в камерных джейпегах не обошлось без некоторого шумоподавления (хотя в настройках камеры на время тестовых съемок оно было везде отключено). Но в том же конвертере RPP (на момент написания обзора — без нативного профиля для E-M1) эти фото тоже выглядят прилично. Шумы в E-M1 вполне благородны и равномерны, даже на высоких ISO. Конечно по чистоте картинки (и, соответственно, динамическому диапазону в тенях) камера не может тягаться ни с Фуджи, ни, тем более, с легендарным зеркальным Nikon D800, который свободно переносит экспокоррекцию в 3-4 ступени. Однако на E-M1 можно снимать на повышенных ISO (в разумных пределах, конечно — примерно до ISO 6400), и картинка будет выглядеть съедобно.

Я сделал серию тестовых снимков, чтобы показать детализацию и шумы на значениях чувствительности от 200 до 25600. Шумоподавление в камере отключено. Условия съемки — дневной свет из окна. Объектив — Zuiko 50 mm f/1.2 на диафрагме f/5.6.

ISO-200-PA220245s
Тестовые снимки на ISO 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600 - Скачать архив (204 Mb)

Процессор камеры неплохо справляется с обработкой шумных кадров, хотя конечно потеря деталей заметна, и лучше такие снимки полноценно конвертировать и пройтись хорошим шумодавом.

Не лишним будет отметить, что, помимо нового Low ISO 100, о котором я еще расскажу позднее, в E-M1 появились также некоторые промежуточные значения чувствительности, которые могут быть полезны для точного подбора экспопары при решении специфических задач и для видеосъемки. Скорее всего эти значения ISO симулируются чисто программным способом на основе ближайших аппаратных значений (например, ISO 320 имитируется за счет экспокоррекции ISO 200). Так происходит в большинстве камер.

Low ISO 100 и его особенности


Самое низкое аппаратное значение ИСО, как для E-M5, так и для E-M1 — ИСО 200.
В большинстве съемок это не доставляет никаких проблем (вспомним, что у того же Никона очень долгое время в лучших зеркалках нижнее ИСО было именно таким).
Но есть несколько ситуаций, в которых отсутствие аппаратного ИСО 100 может обернуться проблемой.

- Съемка светосильными объективами на открытой диафрагме при ярком свете. На E-M5 эта проблема усугублялась наименьшей выдержкой 1/4000 сек, но в новой камере минимальная выдержка уже 1/8000, что, вероятно, избавит от любых потенциальных проблем со съемкой при ярком освещении.

- Съемка на длинных выдержках при дневном освещении, когда нужно размыть движение. Здесь приходится чрезмерно зажимать диафрагму, рискуя столкнуться с дифракцией, либо использовать нейтральные затемняющие фильтры ND.

- Съемка со вспышками при дневном освещении («стробизм»). Здесь проблема заключается в том, что возникает необходимость сбалансировать дневной солнечный свет и свет вспышек, для чего можно например зажать диафрагму (а это не всегда соответствует художественному замыслу, и на больших диафрагменных числах есть риск влияния дифракции). Второй выход — укорачивать выдержку, но при работе со вспышками мы ограничены скоростью синхронизации, которая не превышает 1/300 сек.

С первой ситуацией я не сталкивался, но вторая сильно досаждала, когда я фотографировал натюрморты — чтобы «задавить» окружающее дневное освещение, приходилось сильно зажимать диафрагму (до f/8-11), а это уже чревато дифракцией.

Поэтому для меня ISO 100 в новой камере выглядело вполне логично. Но увы, оно лишь программное, сродни «low ISO 50» в Кэнонах. Что это значит?
Когда мы выбираем в настройках камеры пониженное ISO, реальный режим работы матрицы (аппаратное усиление) остается все тем же (для OM-D — ISO 200), а экспозиция кадра осуществляется как для ISO 100. Например, при съемке с приоритетом диафрагмы выдержка увеличивается вдвое, и в RAW попадает кадр с передержкой + 1 EV. Процессор камеры при формировании JPEG вводит программную экспокоррекцию - 1EV, и кадр выглядит нормально экспонированным, за тем лишь исключением, что верхний участок динамического диапазона теряет одну ступень полезной информации, т.е. появляются засветки.
При конвертации RAW некоторые конвертеры считывают из EXIF значение ISO и отображают кадр уже с учетом экспокоррекции.
Другие конвертеры (например, RPP) отображают реальную экспозицию кадра, то есть изображение выглядит переэкспонированным на ступень.
В том и в другом случае теряется до ступени полезной информации в светах. На практике это выглядит так:

PA240280
Кадр на ISO 100 проэкспонирован 1/2 сек, на ISO 200 - 1/4 сек.
Архив с RAW-файлами для самостоятельных экспериментов: Скачать (26 Mb)

Разумеется, если привести оба кадра к одной экспозиции, то в тенях при этом на ISO 100 шумов будет меньше примерно на ступень, как это видно из кропа с колорчекером (здесь для наглядности картинка осветлена примерно на 6 стопов).

Смекалистые читатели спросят: а зачем вообще нужно такое фейковое ISO, если можно просто снимать с переэкспозицией и минусовать в конвертере?
Я думаю, что это может быть нужно во-первых, для получения камерного JPEG сразу с правильной экспозицией и, во-вторых, для видеосъемки.
Во всех остальных случаях, в том числе и используя старую камеру E-M5, программное ISO 100 можно абсолютно без потерь заменить простой коррекцией параметров съемки для получения передержки на 1 ступень экспозиции с последующей компенсацией в конвертере.
Но лучше всего, конечно, применять нейтральные светофильтры для уменьшения светового потока.

Динамический диапазон


Среди фотографов издавна закрепился стереотип о том, что компактные камеры с небольшой матрицей не могут сравниться по динамическому диапазону с полноформатными аппаратами.
На самом же деле динамический диапазон определяется не размером матрицы, а крупностью ячеек фотосенсора и тем, насколько качественно организовано считывание и первичная обработка данных.
Многие сегодняшние «мелкопиксельные» матрицы обеспечивают динамический диапазон, сравнимый с ДД полнокадровых сенсоров.
Динамический диапазон E-M1, если считать его сенсор аналогичным E-M5, составляет около 12.5 ступеней, что вполне сравнимо с возможностями современных зеркальных полнокадровых аппаратов.
Сменив в свое время Canon 5D Mk II на E-M5, я не ощутил никакой ущербности небольшой матрицы в плане воспроизведения диапазона яркостей привычных для меня сюжетов — портрета, натюрморта, пейзажа. То же самое можно сказать и о E-M1.

В контрастных пейзажных сюжетах камера показала себя превосходно.

PA250484s
ISO 200, 1/500, f/3.5, 7.5 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW
PA250509s
ISO 200, 1/400, f/2.8, 80 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW

В портрете с контастным освещением я также не наблюдаю никаких неприятных вылетов, в файле в светах огромное количество информации:


PA200212es
ISO 200, 1/250, f/2.8, 93 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW

Привычно проблемные места прекрасно проработаны, тональные переходы при этом выглядят эстетично, и совершенно не чувствуется какой-либо нехватки фотошироты, нет и намека на грубую визуализацию верхнего участка характеристической кривой.
При этом более-менее равномерное распределение шумов по всему тональному диапазону и полное отсутствие бандинга снимает резкие ограничения ДД со стороны теней.

АА-фильтр, резкость и муар, детализация


Одно из немногих отличий сенсора E-M1 от сенсора E-M5 — отсутствие АА-фильтра.
Как известно, анти-альясинг фильтр — это дополнительный слой стекла в «бутерброде» перед сенсором, который работает примерно как размытие по гауссу и используется, чтобы предотвратить возникновение муара там, где размер деталей близок к размеру пикселя. Типичный пример — снятая издалека кирпичная стена, фактура ткани на одежде и т.д. Чтобы уменьшить эффект биения частот, видимый как муар (чаще всего цветной), на матрицу и устанавливается АА-фильтр.
Разумеется, при этом несколько падает разрешение картинки, но уменьшается риск появлени муара на периодических структурах, сравнимых с размером пикселя. Фильтр может быть более сильным или слабым, и его эффект будет выражен в большей или меньшей степени.
У меня сложилось впечатление, что и на E-M5 АА-фильтр был уже достаточно слаб — даже с учетом малого размера ячейки и ранней дифракции за год использования камеры у меня ни разу не возникло претензий к резкости картинки (разумеется, с нормальной оптикой).
Трудно сказать, чем руководствовался Олимпус, убирая из камеры АА-фильтр, поскольку разница в пиксельной резкости между двумя камерами пренебрежимо мала. Однако склонность к муару у новой камеры все-таки есть, если очень скрупулезно рассматривать кропы:

ISO-200-PA220245
Для самостоятельного ознакомления доступен архив с 2 файлами: Скачать (28 Mb)

Надо отдать должное — обе камеры демонстрируют великолепную резкость. И, как ни странно, муар производят примерно одинаково.
Однако в жизни вы вряд ли столкнетесь с ним. Во всяком случае, ни в одном снимке из этого обзора вы не найдете ничего похожего на муар, за исключением кадров, приведенных выше, которые снимались специально, чтобы эффект как-то обнаружить.

Производитель уверяет, что новый процессор TruePic VII не только более аккуратно работает с деталями, но и также подавляет муар с помощью специальных профилей. Разумеется, это касается только камерных джейпегов и конвертации в Olympus Viewer.

Кадры с Олимпуса имеют детализацию, весьма достойную для камерного джейпега с матрицы такого скромного размера с мелкой ячейкой. Обязательно загляните в равы! Там море информации.

PA250341s
ISO 400, 1/25, f/2.8, 55 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW
PA250384s
ISO 200, 1/15, f/5.6, 20 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW
PA250554s
ISO 200, 0.8 сек, f/2.8, 48 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW

PA200223s
ISO 200, 1/250, f/2.8, 100 mm, конвертация в RPP. По клику - полноразмер. Скачать RAW

Кроме этого, в камере появилась опция, которой раньше у Олимпуса не было — коррекция оптический искажений объективов. Она доступна для джейпега или при обработке в Olympus Viewer 3.

Цветопередача и дополнительные эффекты


Цветопередача камеры складывается из двух составляющих — особенностей байеровского фильтра и профилей, которые используются при обработке (внутри камеры или в RAW-конвертере.
Благодаря плотным цветным фильтрам на сенсоре, E-M1 (как и E-M5) дает очень хорошее разделение соседних оттенков, и это позволяет получить не только точный, но еще и эстетичный, приятный цвет.
Я не любитель снимать в джейпег, однако с новой камерой мне вынужденно пришлось использовать режим RAW+jpeg, поскольку в большинстве популярных конвертеров на момент написания обзора полноценная поддержка E-M1 отсутствует. И я могу сказать честно: еще ни с одной камеры я не видел настолько приятной по цвету картинки.

PA250265s
ISO 200, 1/25, f/5.6, 20 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW

PA250462s
ISO 200, 1/60, f/1.7, 20 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW

PA250474s
ISO 200, 1/1000, f/2.8, 35 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер. Скачать RAW

Да, возможно, в плане детализации эти джейпеги и уступают качественно обработанным RAW-файлам, однако они имеют очень приятную тональность, которую на момент написания обзора мне удалось получить только в конвертере RPP и только с пленочным профилем V50-2.
Пожалуй, единственным недостатком цветопередачи в джейпеге является некоторая перенасыщенность красных цветов («морковность»). Но цвет легко подстроить в конвертере.

Также в E-M1 имеется уже традиционно богатый набор настраиваемых арт-фильтров постобработки. Все эффекты рассмотреть в обзоре не получится, но я попробовал некоторые из них, и мне они показались вполне применимыми в работе. Это, например, имитация софтфокуса или же фильтр «пинхол», немного изменяющий цветовую гамму и контраст (и совсем не похожий на реальный пинхол):

PA200105e-1s

PA200105e-2s
ISO 200, 1/320, f/2.8, 100 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмеры. Скачать RAW

В принципе, нет нужды непременно снимать в джейпег, чтобы получить возможность использовать эти фильтры. Более того, в ответственных съемках лучше вообще не пользоваться арт-фильтрами — есть риск сильно ошибиться с экспозицией. Тем более что при желании все эти эффекты можно воспроизвести для любого RAW-файла в родном конвертере Olympus Viewer 3 уже после съемки (если конечно у вас достаточно выдержки и терпения, чтобы смириться с катастрофически медленной работой этого конвертера).

Еще заслуживает упоминания новая и очень раскрученная маркетологами опция Color Creator. По сути это обычная настройка HUE и Saturation, но в реальном времени.

PA270005s

Для фотосъемки эта опция вряд ли окажется полезной (все это можно настроить более вдумчиво в спокойной обстановке в том же Olympus Viewer). А вот для видео эти эффекты могут пригодиться, поскольку любые коррекции лучше делать по возможности ДО кодирования видеопотока, чем ПОСЛЕ, когда картинка уже попорчена компрессией.
Но вообще намного полезнее была бы возможность настраивать оттенок и насыщенность для отдельно взятых первичных цветов (как в фотошопном Hue and Saturation). Таким образом каждый бы мог поправить цвета под свои нужды и вкус, например приструнить перенасыщенный красный, усилить голубой цвет неба или сделать картинку в стилистике «Города грехов». Хоть и попсово, но полезность такой функции была бы намного выше, чем у нынешней реализации Color Creator.

Стабилизация


В камере E-M5 впервые появился 5-осевой стабилизатор сенсора. Эта разработка поистине уникальна, поскольку дает возможность не только выигрывать несколько ступеней выдержки, но и позволяет снимать видео с рук без тряски на приличных фокусных расстояниях (несмотря на ограничения видеорежима).



Примерно такой же стабилизатор установлен и в E-M1, а его настройки дополнены режимом S-I.S. Auto, в котором камера сама определяет направление движения камеры и необходимость стабилизации. Это позволяет, во-первых, снимать с проводкой, и, во-вторых, панорамировать при съемке видео, без дерганых движений картинки. Раньше для этого нужно было включать режимы только горизонтальной или только вертикальной стабилизации.

По опыту реальной съемки я не заметил каких-то принципиальных улучшений в работе стабилизатора. При записи видео доступен только один режим автоматической стабилизации. При статичных съемках картинка просто невероятно плавная. Но с движущейся камерой при смене ракурсов стаб все еще дает довольно резкие подергивания при сложных движениях камеры. Это было характерно и для E-M5:



Скорее всего, основные улучшения коснулись программной части, а не аппаратной.
Тем не менее, стабилизация в E-M1, пожалуй, лучшая на сегодняшний день, особенно учитывая, что большинство камер вообще не оснащено стабом на матрице, а оптическая стабилизация в объективах не настолько эффективна.



Все части обзора:

1. Дизайн, эргономика, дисплей и EVF
2. Скорость, автофокус, съемка на MF-объективы, работа автоматики
3. Сенсор: чувствительность, ДД, детализация, цветопередача, стабилизатор
4. Студийная съемка, видео, Wifi, доп. функции и прочая информация. Итоги.
Tags: olympus, om-d e-m1, om-d em-5, видео, обзор, олимпусовое, студийная съемка, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments