dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

Olympus как портретная система - большой обзор

02

    Наконец-то мне удалось более-менее отснять и обработать тот материал, что хотелось поставить в обзор. Поэтому с опозданием, но все же представляю вашему вниманию обзор Olympus как портретной системы. Мы кратко посмотрим, чем хороши для портрета камеры Olympus, а основное внимание уделим оптике. И, опять же, живые примеры.

Вступление


    Прежде, чем начать рассказ, хочу поблагодарить замечательную модель Киру Багрову за многие часы, которые она отдала съемкам. Надежная, пунктуальная и всегда разная :) Спасибо, malin!
    Отдельное спасибо Анне Шафран за мейкап и прически. И главное - за постоянную поддержку на съемках.

    Многие начинающие фотографы стремятся к покупке полнокадровой камеры ("так учили Отцы!"). А когда деньги потрачены на фуллфрейм и светосильную оптику, человек начинает терзаться, потому что на форумах ему заливают: «Только средний формат! Только пленка! Только хардкор!». Далее покупается пленочный СФ или чего доброго цифрозадник (если новичок дурак но при деньгах), а фотографии все равно, блин, не радуют. Старая, старая история, которую я проходил сам и наблюдаю из года в год уже лет десять подряд в ЖЖ, на форумах и в реальной жизни.

    А караван идет, и отличные портреты делаются на разные камеры, в том числе и на айфон. Поэтому давайте немного отвлечемся от технофетиша больших матриц.

    Что нужно от “портретной” камеры?
    Да в общем-то здесь нет особых специфических требований, разве что синхронизация с импульсным светом, которая у разных апаратов отличается как по скорости (выдержке), так и по наличию синхрогнезда (хотя сейчас большинство использует радиосинхронизаторы). Ну и автофокус, пригодный для портретов, а так же удобство визирования с неавтофокусной оптикой.

    Если говорить о флагмане Olympus OM-D E-M5 mk II, то камера (как, впрочем, и E-M1) отлично приспособлена для портрета. Экран замечательный, видоискатель имеет высокое разрешение, есть пикинг и увеличение при наводке на резкость. Автофокус отрабатывает хорошо и быстро даже в сложных условиях, а возможность свободно выбирать положение точки фокусировки по всей площади кадра и одинаковая точность автофокуса при любой точке фокусировки - это избавляет нас от проблемы перекадрирования. Отдельное удобство дает система распознавания лиц - в нормальных условиях освещения и при ракурсах анфас и в 3/4 лицо определяется без проблем, и фокусировка происходит быстро и точно. Можно включить режим автоопределения глаз и даже задать, по какому именно глазу фокусироваться. Экспозамер, к слову, также можно привязать к лицу. Скептики и хардкорщики могут говорить что угодно, а в реальной жизни все это очень облегчает съемку. А ошибки фокусировки на портретах у меня сводятся практически к нулю.
    О цвете на Олимпусе я говорил уже не раз, в портрете это очень важно, поскольку мозг хорошо знает достоверный скинтон. В этом смысле проблемы нет, и при нормально выставленном балансе белого и контрасте кадры практически не требуют доводки по цвету.

    В студии работать с камерой тоже комфортно. Во-первых, освещение можно синхронизировать как по радио, так и с помощью шнурка, благо в новой модели имеется синхрогнездо. Во-вторых, в условиях затененной студии очень удобен режим Viewfinder Boost, который усиливает яркость изображения, благодаря этому можно с комфортом фокусироваться в полутемном помещении, пользуясь при этом всеми благами наклонного экрана.

    Кое-какие плюшки прилетели и стробистам — тем, кто снимает на натуре с переносными вспышками. Как известно, там одна из проблем — балансировка вспышки и естественного освещения, причем обычно требуются довольно короткие выдержки, особенно если съемка идет на открытых диафрагмах и в солнечную погоду.
И хотя здесь мы все еще стеснены нижним порогом ISO 200 и отсутствием скоростной синхронизации с внешними вспышками, но обновленный затвор позволяет синхронизироваться на более высоких скоростях. На E-M5 с радиосинхронизатором Pocket Wizard II Plus самая короткая выдержка, на которой еще не было затемнения, составляла 1/250 (в крайнем случае — 1/320, но уже с темной полосой почти на четверть кадра). На новой камере я смог добиться чистой картинки на выдержке 1/400, а по проводу — практически до 1/500. А это уже результат, максимально приближенный к центральному затвору.
    Сейчас я снимаю с синхронизаторами Yongnuo RF603 II, и на них самая короткая выдержка синхронизации без затенения кадра получается 1/320. На том же кэноне синхронизация ограничена примерно 1/250 (если не использовать системные вспышки с high-speed sync).

    Более тонкий вопрос - оптические особенности и пластика картинки, которые во многом все же определяются форматом сенсора. В портретах зачастую ставку делают на размытие фона, которое наиболее проявляется при большом кадре и на светосильной оптике с большими фокусными расстояниями. Вот мы и посмотрим, что там с размытием.

    Новую камеру я сейчас активно использую с несколькими объективами, из которых классические портретные фокусные расстояния имеются в 12-40 мм f/2.8, 40-150 мм f/2.8, 45 мм f/1.8, 75 мм f/1.8. Кроме того, мне нравится "полтиник" 25 мм f/1.8, хотя это уже и не совсем портретное фокусное. Сейчас я сознательно я ограничился только "родными" автофокусными объективами, чтобы посмотреть на Olympus как на обособленную систему, хотя на m43 для портрета есть оптика Panasonic, и множество старых и новых неавтофокусных сверхсветосильных объективов, которые встают на микру и просто так, и через переходники.

    Начнем по порядку. С самого “не портретного” объектива :)


Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO


    Вы хорошо знаете этот объектив по моему обзору. Я ношу его с собой всегда - на этот зум можно снять практически любой каждодневный сюжет, начиная с пейзажа, стрита, и заканчивая портретом. Картинка будет резкой, рисунок - приятным.
    Конечно при светосиле 2.8 он не даст такого размытия фона, как более светлые фиксы. Но портретисту эта линза, на мой взгляд, очень пригодится для относительно широкоугольных кадров в тесной обстановке, при этом универсальность фокусных позволяет осознанно и аккуратно кадрировать сюжет (что не всегда возможно с фикс-оптикой).
    А если размытие и малая ГРИП не самоцель, то на 12-40 вообще можно снять целиком любую портретную сессию - как я уже сказал, оптически это стекло не имеет недостатков и с легкостью покрывает 40-мегапиксельный режим.

P1310339
Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO - 24 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P2020484-s
Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO - 28 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P6091604-s
Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO - 29 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


Вывод:

    Объектив полезно и удобно иметь в сумке на все случаи жизни, он никогда не подведет и качественно выполнит любую задачу в рамках своих фокусных расстояний, но для получения малой ГРИП лучше отдать предпочтение более светосильным фиксам.


Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8


    По эквивалентному фокусному расстоянию это "полтиник" со всем вытекающим разнообразием сюжетов. Помимо того, что это просто очень хороший и при этом легкий и компактный объектив, он обладает прекрасной пластикой, имеет мягкое боке и отлично проявляет себя в портретах.
    Конечно это фокусное нужно применять в портрете вдумчиво и с учетом анатомии конкретной модели, лучше всего в поясных или ростовых планах, потому что далеко не каждой модели подходит крупный план с выраженной перспективой. Если в ростовых портретах размытие проявляется незначительно, то в лицевых и поясных - вполне.
    Там, где он уместен, 25 мм f/1.8 на открытой диафрагме обязательно порадует красивой пластичной картинкой и отличной резкостью (но на крупных планах, благодаря малой ГРИП - без излишней "дерматологичности", даже при высоком контрасте и в контровом свете).

P1310181-s
Olympus M.Zuiko Digital 25 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.

P1310331-s
Olympus M.Zuiko Digital 25 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P6091919-s
Olympus M.Zuiko Digital 25 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P6170100-s
Olympus M.Zuiko Digital 25 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.

Вывод:

    Я бы рекомендовал этот объектив всем поклонникам классического полнокадрового "полтиника", которые хорошо знают его сильные стороны и нюансы в портретной съемке, касающиеся передачи перспективы.


Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8


    Это классический портретник, эквивалент 90 мм на полном кадре.
    Когда впервые берешь в руки этот объектив, не веришь своим глазам - настолько он крошечный и легкий - просто чудо! К тому же - сравнительно недорогой.
По рисунку - приятный, спокойный, художественный и в меру техничный. Хотя мягкорисующим его не назовешь, но и излишней резкости на открытой диафрагме он тоже не дает. А значит и не подчеркнет недостатков, что тоже неплохо.
    В общем, то что надо. И, несмотря на дваждыкроп, вы с легкостью получите необходимое и достаточное размытие фона даже в ростовых портретах.

P6091557-s
Olympus M.Zuiko Digital 45 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P6091811-s
Olympus M.Zuiko Digital 45 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P6170261-001-s
Olympus M.Zuiko Digital 45 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P6170277-s
Olympus M.Zuiko Digital 45 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P6170123-s
Olympus M.Zuiko Digital 45 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.

Вывод:

    С учетом цены и качества объектив Olympus M.Zuiko Digital 45 mm f/1.8 можно, пожалуй, назвать первейшей и одной из самых "выгодных" покупок для портретиста. Он обеспечивает отличное качество, приятную картинку, при этом имеет очень компактный дизайн и хорошо сочетается не только с OMD, но и с серией камер Pen. И даже на ростовых портретах выраженно размывает фон.


Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8


    Этот объектив не зря считают одним из лучших фиксов Олимпус. В нем прекрасно все - от конструктива и до картинки.
    По эквивалентному фокусному он соответствует полнокадровым 150 мм. На мой взгляд, это максимально разумное ФР для традиционного портрета - дальше начинается сплющивание перспективы и искажение лиц.
    На Олимпусе это, пожалуй, самый "бокешный" объектив из фирменной оптики. Если вы фанат благородного и сильного размытия - то вам обязательно нужна эта линза. По остальным параметрам она почти безупречна - чистая, контрастная и резкая картинка. Разве что немного засвечивается в контровом свете (как и многие другие светосильные телевики-фиксы).
    Если сильно придираться и попытаться найти хоть какие-то недостатки - то не лишним будет сказать, что на момент обзора это наверное самый тяжелый из олимпусовских фиксов и самый неторопливый. То есть фокусируется он достаточно быстро на фоне других БЗК, но все же медленнее, чем другие объективы Olympus. Впрочем, портретной съемке это не мешает.

P6091905-s
Olympus M.Zuiko Digital ED 75 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P6170301-s
Olympus M.Zuiko Digital ED 75 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P4290300-001-s
Olympus M.Zuiko Digital ED 75 mm f/1.8  -  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.
Вывод:

    Результаты получаются вполне ожидаемые от топового портретника. Почти безупречное боке, резкость по всему полю. Однако нужно быть внимательным с некоторыми типами лиц - все-таки ЭФР 150 мм - это довольно много, и есть риск получить эффект "блина" или "пиццы". Это относится, естественно, не к конкретному объективу, а вообще к большим фокусным расстояниям.
    Советую также не полениться и достать бленду к этой линзе, боковая и контровая засветки ощутимо снижают контраст.


Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150 mm f/2.8 PRO


    Про лучший телезум Olympus я уже подробно рассказывал в отдельном большом обзоре. И там же пообещал, что потом покажу полноценные портреты, сделанные на него.
    Еще раз повторюсь: несмотря на то, что я лично снимаю портреты на этот объектив неохотно (зачем таскать крупный и не самый легкий зум, если есть более светосильные фиксы?) -  все же стекло классное и отрабатывает на все 100. Но фиксы в портрете конечно на порядок удобнее, легче и интереснее (конечно, если они у вас имеются :)). Многие это пытались оспорить в комментариях к обзору, убедить, что и на 500 мм можно снять портрет. Можно. Нужно ли - вот вопрос. В случае с 40-150 мм есть еще нюанс - все-таки этот объектив рассчитан на получения техничной резкой "репортажной" картинки, поэтому в портрете может иногда показаться жестковатым по микроконтрасту.
    И все же какое-то применение этому отличному телевику именно в портрете я нашел. Во время последней съемки 40-150 мне понравился тем, что с ним удобно искать кадрирование издалека в тех сюжетах, где не подойдешь ногами (например, съемка модели сверху со второго этажа), а также осознанно плющить перспективу (как художественный прием).
    Например, вот такой портрет в жанровом окружении на более коротких фокусных выглядел бы совсем иначе, а мне хотелось именно "картинной плоскости" без выраженной плановости, хотелось получить не объем, а "ковёр". Можно было бы снять и на 75 мм f/1.8, но с зумом я быстрее и легче получил точное кадрирование:


P6170147-s
Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150 mm f/2.8 PRO - 70 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


P6170152-s
Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150 mm f/2.8 PRO - 67 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.
Не сходя с этой же точки, только работая зумом, можно на более длинном фокусном расстоянии получить более крупный план и еще более выраженное размытие. Издержки сплющивания перспективы в подобном ростовом портрете не очень заметны, хотя лицо и фигура выглядят уже более массивно. С этим, конечно, нужно быть осторожным и не обижать модель )

P6170144-s
Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150 mm f/2.8 PRO - 150 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


    При иных ракурсах, например, при съемке с верхних точек, большие фокусные несколько сплющивают фигуру. Не говоря уже об искажении объемов лица и тела. Всё становится массивнее. Чтобы уменьшить этот эффект, берем ракурс три четверти и осмысляем свет.


P6170218-s
Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150 mm f/2.8 PRO - 150 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.

Вывод:

    Как любой другой добротный но все же специализированный объектив, олимпусовский телезум нужно применять с умом и понимать, где допустимы его фокусные расстояния и резкость. На мой взгляд, идеальный инструмент для типичного свадебного фотографа или для тех, кто чаще снимает живую природу, и лишь эпизодически - портреты. Хотя для эпизодических портретов я бы взял скорее какой-нибудь неавтофокусный объектив.


Неавтофокусная оптика


    Система m43 удобна тем, что в силу размера сенсора и рабочего отрезка на нее можно поставить практический любой объектив, а эргономика и софтварные наработки как то стабилизация, шикарный экран и ЭВИ, увеличение и пикинг, - все это делает съемку удобной и эффективной.

    Я регулярно снимаю на три неавтофокусных объектива: Zuiko 50 мм f/1.2, Гелиос-44м 58 мм f/2.0 и самодельный монокль.

    Первый из них я ставлю на тилт-адаптер, что обеспечивает большие творческие возможности по управлению плоскостью ГРИП и размытием.

P4202601-s
Olympus OM Zuiko 50 mm f/1.2  -  f/1.2, тилт. Кликните, чтобы увидеть крупнее.

    Сам по себе объектив прекрасен. На открытой f/1.2 он работает как софт-фокусный, на f/2.0 становится резким и контрастным, а на f/5.6 превращается в эталонный технический объектив для предметки. Хотя сейчас он стоит как чугунный мост, есть и более дешевые зуйки со светосилой f/1.4. Все - очень компактные и красивые.

    Гелиос-44м привлекает закрученным боке и винтажностью рисунка (чем-то даже лейковские стекла напоминает).



Гелиос-44м, 58 mm f2.0  -  f/2.0. Здесь - еще кадры с Гелиоса и Zuiko 50 mm f/1.2.

    На монокле же с нами играет злую шутку размер матрицы - получается, что эффекты свечения и комы на микре получаются вдвое больше по площади, чем на полнокадровой матрице (условно говоря, в два раза больше радиус "эффекта"). Поэтому особого применения на Олимпусе монокль у меня не нашел. Добавляю достоверный эффект монокля при необходимости в ФШ свои древним экшеном.

Так все-таки размывает или нет?


    Было бы нечестным убеждать читателей в том, что оптика на дваждыкропе обеспечивает малую ГРИП не хуже, чем на полном кадре. Простая математика подскажет, что боке, достижимое например с классическим портретником 85 мм f/1.2, потребует на сенсоре m43 относительного отверстия f/0.6, а это уже почти теоретический предел. Такого объектива на микру нет и вряд ли когда-то будет за разумные деньги.
    С другой стороны, видно, что даже относительное отверстие f/2.8 (зумы 12-40 мм и 40-150 мм) нормально обеспечивает отделение от фона и выраженное боке, особенно на крупноплановых портретах.
    Если пересчитывать глубину резкости, то например 75 мм f/1.8 превращается в полнокадровый 150 мм f/3.6 (по степени размытия фона). Кому-то это может показаться недостаточным. Я же для себя не вижу причин беспокоиться. В том числе и потому что у нас и бонусы, которых нет на полнокадровых камерах.
Например, отличная система распознавания лиц, удобство визирования, компактность. В конце концов, отличный цвет.

    Единственное, чего мне не хватает у Olympus — это мягкорисующей оптики. Все современные автофокусные объективы Zuiko — резкие даже на открытой диафрагме. Это несомненный плюс, ибо проще снять резко и потом испортить в фотошопе, чем мучиться с мыльным исходником. Но иногда все-таки хочется аналогового софт-фокуса и даже монокля. И приходится обращаться к мануальной оптике и переходникам.
    Однако ходят слухи (и нет оснований им не верить), что в блжайшие годы Olympus выпустит несколько сверхсветосильных объективов (скажем, f1.2 или даже f/0.95, аналогичных лейке и фойхтляндеру). Вероятно, что на открытой диафрагме эти объективы будут обладать как раз мягким и пластичным рисунком и легко обеспечат малую ГРИП, которая ранее была достижима только на полном кадре.

Дисклеймер


1. Обзор выражает субъективное мнение о фототехнике, которой я постоянно пользуюсь, потому что она мне нравится.
2. В обзоре не ставится целью техническое тестирование камеры и объективов, для этого есть другие сайты, где можно найти таблицы, графики и полноразмеры.
3. Я профессиональный предметный фотограф. В портретах - пока еще любитель, поэтому снимки могут не отвечать вашим представлениям о “художественной портретной фотографии”. Но я, модель и стилист старались )
4. Все фотографии обработаны по моему вкусу и настроению. Боке не правилось, резкость не повышалась, ХА не трогал.
5.
Обсуждение недостатков модели не приветствуется. Советы фотографу как сделать лучше и указание на фактические ошибки и опечатки - люто приветстуются.
Tags: olympus, om-d em-5, om-d em-5 mark ii, обзор, объективы, олимпусовое, портрет, студийная съемка, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →