dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

Categories:

Сделал себе uniWB, делюсь впечатлением.

Не поленился, откалибровал пользовательский баланс белого в камере под uniWB. Давно собирался, но ленился. Сегодня сделал, вся процедура заняла 10 минут. Подробно вся теория и методика калибровки описана у Тутубалина в блоге: http://www.libraw.su/articles/uniwb-universal.html
Что это такое и зачем все это нужно? Внутри вы найдете описание технологии, личные впечатления, в также удобно упакованные материалы для процедуры и альтернативный вариант установки uniWB с помощью RPP, предложенный Ильёй Боргом sail2ithaki



Не секрет, что гистограмма в камере показывается для камерного жпега, а там накручен уже ББ, и реального состояния каналов в раве по камерной гистограмме не определить. Поэтому-то и засветки на экранчике камеры показываются неправильно и там, где в RAW их на самом деле нет (ну может и наоборот бывает, что засветки есть, а они не показываются, но я с таким не сталкивался).
В итоге что получается — мы ориентируемся на экранчик, перестраховываемся, минусуем треть или две трети ступени, а по факту кадр получается недосвеченным. Потом в конвертере прибавляем экспозицию, лезут шумы, а если конвертер плохой, то искажается тональная пластика ну и т.д. В общем, не годится так. Неправильно оно.


Причем тут вообще ББ? Дело в том, что любой ББ — это софтварная экспокоррекция каналов относительно друг друга. Как только камера применяет какой-то ББ к исходным данным, гистограмма полученного жпега, особенно поканальная, сразу теряет смысл.
Несколько лет назад была придумана методика, как камере задурить мозги с помощью пользовательского ББ, чтоб применяемые множители коррекции для всех каналов стали приближенно равны единице. Для этого камере нужно подсунуть для выставления кастом ББ мишень, которая бы имела цвет, компенсирующий исходный хардварный разбаланс каналов на самой матрице. Вся методика описана по ссылке выше, в блоге у Тутубалина.


Вот сегодня я собственно проделал эту процедуру. Не скажу, что гистограмма стала сильно похожа на RPP, там все-таки разная линейность шкал, гамма-кривая разная, пикчур стайл в камере накручен. Но засветки теперь в камере показываются без дураков, очень точно, область ну почти до пикселя сходится с тем, что показывает клиппинг в RPP. Теперь я снимаю, и вижу реальные засветки, которые меня ждут при обработке. Это важно.


Минусов здесь ровно два.
Первый: картинка на экранчике и во встроенном жпеге теперь зеленоватая (ББ-то у нас теперь обнулён, а спектральная чувствительность разная по каналам, Алексей это объяснял в одной из статей там же по ссылке она естт). То есть показать во время съемки модели ее фото с экранчика камеры уже нельзя — оторвут яйца. Соответственно, просмотровщики, которые юзают встроенный жпег, тоже в пролёте. Под Mac OS вроде такой проблемы нет.
Второй: в конвертерах больше не получится использовать пресет ББ As Shot. Но у меня в 90% случаев и так всегда вручную настраивается.
Вот как-то так. Если вопросы по настройке этого дела есть — спрашивайте, что знаю — расскажу.

UPD 1:

LJ-user vietheity выложил "PSD-файл в котором и мишень и всё остальное, что нужно для проведения процедуры настройки аппарата, уже собрано в слои".

http://ifolder.ru/28528117

UPD 2:

Илья Борг sail2ithaki озвучил альтернативный метод установки uniWB для пользователей RPP:

"В RPP можно так - снять ровную поверхность, в RPP установить для этого
  снимка баланс белого, переснять сбалансированный снимок экрана (только
  серое поле), результат вновь открыть в RPP, вновь выставить баланс,
  значения поправок баланса а каналах R и B увеличить вдвое и еще раз
  переснять. "
При этом в качестве выходных параметров выставляется raw RGB, чтобы исключить влияние профилей. Ровный фон можно снять с экрана (заливка L80)
Спасибо участникам дискуссии!

Tags: raw, rpp, uniwb, баланс белого, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Вот за это спасибо!
Я раньше думал, что зеленые картинки на экранчике и в жпегах - это пиздец и конец света. Но оказалось, что реальная экспозиция кадра в разы важнее рюшечек. Так что рекомендую.
Но желательно в паре с нормалным конвертером, а не с LR/ACR, где и так накручена всякая фигня, и нулей нет.

Deleted comment

andrey_larin

7 years ago

dmitry_novak

7 years ago

поделитесь потом впечатлениями от использования. например, мне тяжело ориентироваться на желаемый результат ещё при съёмке, если я реальные цвета не вижу сразу. некомфортно как-то.
А что Вам мешает оценить ситуацию по юнивб, а отснять нужное при авто-бб? Вряд ли ситуация с экспозицией для относительно подобных сюжетов при незначительном изменении места съёмки кардинально измениться. Плюс – под рукой всё время есть тот самый юнивб.

Меня такой вариант фактически никогда не подводил. Хотя сейчас уже привык к юнивб.

Deleted comment

dmitry_novak

7 years ago

Deleted comment

dmitry_novak

7 years ago

Deleted comment

dmitry_novak

7 years ago

Deleted comment

andrey_larin

7 years ago

Deleted comment

psy_factor

7 years ago

Deleted comment

psy_factor

7 years ago

Deleted comment

psy_factor

7 years ago

totally_psyched

7 years ago

dmitry_novak

7 years ago

Deleted comment

sail2ithaki

7 years ago

Deleted comment

dmitry_novak

7 years ago

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

totally_psyched

7 years ago

sail2ithaki

7 years ago

dmitry_novak

7 years ago

sail2ithaki

7 years ago

dmitry_novak

7 years ago

sail2ithaki

7 years ago

sail2ithaki

7 years ago

sail2ithaki

7 years ago

А не появилось желание еще маджентовый фильтр попробовать?)
P.S. Зеленоватая картинка не потому, что в два раза больше зеленых, вы же знаете Оо
ступил. Вы правы, да. В предыдущей статье Алексей рассматривал эти вопросы.
Тоже годик назад, еще с первым пятаком эксперементировал... все вроде удобно, единственный нюан, действительно превьюшка на экранчике..и скажем если снимать без выспышк то пофигу тк на цвет мы не можем, но если речь о репортаже или стробизме.. то могут возникнуть проблемы..когда использвоать конверсионые фильтры, а когда нет... Я всегда по превью определяю..

Дмитрий, а у Вас нет опыта пользования насадок на объективы для определения ББ ? Интерсено как они работают...
не, я ББ только по колорчекер пасспорт делаю, если нужна точность. В руки модели на первый кадр съемки, если освещение сложное. А дальше как обычно. Потом профиль в RPP или днг-профиль. 24 плашки ведь компенсируют спектральные особенности света, а простой ББ, даже если он по трём осям, как в RPP - проблемы сложных источников с прерывистым спектром не решает.

tantum_verde

7 years ago

psy_factor

7 years ago

Deleted comment

psy_factor

7 years ago

Deleted comment

psy_factor

7 years ago

botik_85

7 years ago

totally_psyched

7 years ago

Чтоб не напрягаться из-за цвета при просмотре превью -- просто переключите в чб :).
Вот-вот только хотел написать. Очень много народу, чтобы не отвлекаться на цвет,а смотреть только свет - снимат в чб пресете.

botik_85

7 years ago

dmitry_novak

7 years ago

psy_factor

7 years ago

Кто-нибудь для д90 наверняка делал, скиньте равчик я с него утяну ББ.
настройки разные для разных камер даже одной марки.
Сапог 5DM2, uniwb уже как полгода использую. Перешел, тк добили пролеты по эксплзиции, иной раз даже на 2 ступени врал. Первый пятак (вторая камера) более точно экспозицию считает. Теперь даже свадьбам отдаю зеленые равы ))))
> Ровный фон можно снять с экрана (заливка L80)

А не L54? Ведь баланс белого принято по 18% серой карте ставить.
экспонометр на 12.5% выставлен в большинстве современных цифровых камер.

totally_psyched

7 years ago

dmitry_novak

7 years ago

totally_psyched

7 years ago

dmitry_novak

7 years ago

totally_psyched

7 years ago

sail2ithaki

7 years ago

totally_psyched

7 years ago

sail2ithaki

7 years ago

totally_psyched

7 years ago

sail2ithaki

7 years ago

totally_psyched

7 years ago

Кстати говоря, уже адвно пользуюсь uniWB и решил проблеу превьюшек тем, что поставил пикчер стайл в монохром (те ЧБ).. так и вищзуально можно кадр оценивать..ведь невсегда засветки надо убирать..бывает, что приходится ими жертвовать, чтобы все остальное было как надо...