dmitry_novak (dmitry_novak) wrote,
dmitry_novak
dmitry_novak

О «тёплом ламповом зерне» :) + небольшой туториал по ФШ



   Ожидал, что будут бурления на тему ситниковских сканов пленочного зерна, но не ожидал, что настолько обстоятельные. Это хорошо — осознанность в обработке еще никому не вредила.

   Бэкграунд:
   Недавно фотограф Борис Ситников bsitnikov выложил сканы пленочного зерна, которые можно использовать для стилизации.
   Сегодня хороший практик цифровой обработки и препресса Андрей Журавлев zhur74 запостил любопытный ответ Борису в контексте этих сканов.
   С тем и другим я знаком лично, оба абсолютно адекватные люди, и, предполагаю, полемика между ними если и будет — то тоже адекватная :) Хотя есть где побиться рогами )
   И мне тут тоже есть что сказать, простого перепоста будет недостаточно. Заодно я расскажу о методике правильного добавления зерна, намного более продвинутой, чем просто включение режима Overlay.



   Собственно, Борис проделал большую рутинную работу, которую другие сделать поленились. В принципе у меня к нему претензий никаких, за исключением все-таки немного недостаточного разрешения (хотя об этом мы еще поговорим позже).
   Ну и соглашусь с Андреем в том, что в подборке сканов действительно присутствует некоторое количество «мусора», который свободно выкидывается в корзину после первого же просмотра.
   По поводу «среднесерости» сканов с Андреем тоже согласен на 100%, но предпочитаю не судить строго — все-таки Борис дал людям неплохой сырой материал со всеми плюсами и минусами этой «сырости», который думающие фотографы вольны модифицировать и применять по своему усмотрению как угодно.

   Но вернусь все-таки к посту Андрея. Там всё 100% по делу, но есть вещи, которые хотелось бы еще дополнить.

   По поводу разрешения сканов и «цифровости» зерна на малых форматах. В принципе да, хотелось бы разрешение больше. На web-форматах оно все равно будет пиксельным или около того. А вот на печати разрешение бы пригодилось, потому что мелкое зерно там один фиг съедается, а чтобы сделать для стилизации крупное, нужно и исходник иметь соответствующий.

   Но тут опытный практик спросит: а почему же даже на картинках веб-формата с реальной пленки зерно смотрится пленочно? Ведь там все равно зерно уже не зерно, а практически пиксельный шум. Все правильно, есть такой феномен.
Эту тему я основательно ковырял еще когда готовился к своему семинару «Черно-белая фотография в цифровую эру» (там у меня целый раздел посвящен имитации зерна, и, кстати, на семинаре я вполне эффективно использовал еще старые сканы, сделанные Борисом).

   Так вот, я тогда пришел к выводу, что ощущение «аналоговости» даже на веб-превьюшке возникает по трем причинам:

   Первая причина — это крупные неравномерности, которые Андрей предлагает заровнять нафиг хайпассом :) Вот тут я немного не согласен, ибо после хайпасса у нас останется уже по сути только ровненький нойз, и смысл применения натуральных сканов стремится к нулю. Вообще, строго говоря, работа Бориса как раз и имеет смысл в текущем ее виде только в качестве «донора» пленочных неоднородностей. По этой же причине, я думаю, Борис не стал вычищать волоски и прочий мусор — и правильно сделал, на мой взгляд.

   Вторая причина — это правильное распределение зерна по тональному диапазону.
   Андрей здесь не дает вариантов решения (я думаю, не из-за незнания, а из-за того, что просто не хочет делать из своего поста туториал по добавлению зерна).
   Все это делается буквально в один клик (как — я объясню ниже).

   Третья причина — это то, что на пленке зерно на изображение не накладывается сверху. Картинка САМА СОСТОИТ ИЗ ЗЕРНА.
   Андрей об этом написал в том контексте, что фотошоп тут никак помочь не может.
   А решение на самом деле есть, и оно простое как три копейки и тоже практически однокликовое )

А теперь я хочу показать, как даже безо всяких сканов можно сделать прилично выглядящее зерно, если думать головой :)

   Рассуждения о том, нужно ли вообще зерно, почему и зачем — я говорил об этом на семинаре, можно послушать в аудиозаписи. А в этом посте — только конкретика.

   Работать будем вот с такой исходной картинкой.

   Первым этапом нам нужно создать собственно само зерно.
   Можно взять сканы Ситникова, но мы попробуем поманьячить в фотошопе.
   Формой гранул галогенида серебра мы заморачиваться не будем, для стилизации строгой необходимости в этом нет, на сканах такого разрешения все равно не видно, мы и без этого добьемся хорошего результата, вот увидите.

   Поверх картинки создаем среднесерый слой с заливкой B = 50.

   Применяем на него Add Noise с некими средними параметрами по вкусу, в принципе точность тут не нужна, главное будет на следующих этапах. Я использую гауссовый генератор и монохроматический шум с процентажом в районе 20%.

   Для удобства контроля переключаем слой в режим Overlay. «Задаем» размер зерна с помощью Gaussian Blur нужного радиуса, контролируя размер относительно деталей фотографии по вкусу. Я здесь удовлетворюсь значением 1.5. Этот радиус нужно запомнить, он нам понадобится позже.

Теперь нам нужно эту разблюренную кашу превратить в подобие структуры зерна.
Для начала добавим зерну контурной резкости (USM примерно с тем же радиусом, как и блюр до этого). И для усиления контраста я сделал Auto Levels, загнав черную и белую точки.
С таким контрастным слоем потом проще работать.

   А теперь проделаем процедуру, в чем-то противоположную хайпассу Журавлева :)
   Воспользуемся все тем же USM, но уже с большим радиусом.
   Заметно, как по мере наращивания радиуса в зерне усиливаются крупные неравномерности.

   Собственно само зерно мы создали.

   Теперь нужно сделать так, чтобы картинка как бы состояла из зерна.
   В принципе в фотошопе есть отдельные фильтры, которые частично решают эту задачу (например Crystallize), но потом все равно требуется доработка.
   Я обычно поступаю проще. Итак:

   Логика подсказывает, что, упрощенно, изображение не должно содержать деталей, более мелких, чем радиус зерна.
Решение простое — разблюрим исходную картинку на тот же радиус, на который блюрили слой с нойзом:

Сразу появилась иллюзия того, что изображение состоит из зерна, а не зерно наложено поверх картинки.

Последняя задача — отрегулировать интенсивность зерна и правильно распределить его по тональному диапазону.

Для этого в фотошопе есть прекрасный инструмент Blending options.
Плавно ограничиваем воздействие слоя с шумом там, где на исходном изображении тени и чуть уменьшаем в светах, общую прозрачность регулируем по вкусу (я сделал 30%):

Вот собственно и всё.

Даже при уменьшении до размера веб-превью зерно выглядит в принципе адекватно, добавляя некой «псевдодетализации» (глаз додумывает ее вместо зерна):

Если использовать вместо нойза реальный скан зерна, приведя его к среднесерому, то можно получить совсем хороший результат :)

Tags: photoshop, зерно, статьи, фотошоп, цифровая обработка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →